На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Я не оставлю после себя ни школы, ни следов»

Александр Кушнир рассказал «Газете.Ru» о своей книге «Сергей Курехин. Безумная механика русского рока»

Александр Кушнир рассказал «Газете.Ru» о своей книге «Сергей Курехин. Безумная механика русского рока», будущем 60-летии со дня рождения гениального музыканта и о том, кто и как помнит Курехина сейчас.

В 2014 году будет отмечаться 60-летие со дня рождения Сергея Курехина — уникального героя современной российской культуры, объединившего в себе рок-музыканта, перформансиста, кинокомпозитора и медиахудожника. Широкой публике он известен своей музыкой к фильмам «Господин оформитель», «Научная секция пилотов», «Оно» и другим. Кроме того, Курехин имел широчайшее признание за границей как пианист.

Одним из главных понятий, связанных с деятельностью Курехина, стала «Поп-механика» — под таким названием существовало вольное сообщество музыкантов, собиравшихся в 80-х и первой половине 90-х для спонтанных импровизаций под общим руководством Курехина; так же — поп-механиками — назывался и сам формат подобных выступлений. Об их подробностях, а также о сотрудничестве музыканта с коллективами Ленинградского рок-клуба, кинорежиссерами и современными композиторами можно прочесть в книге »Сергей Курехин. Безумная механика русского рока». Ее автор Александр Кушнир — музыкальный критик, ставший одним из главных летописцев современной музыки СССР и России (на его счету энциклопедии «Золотое подполье» о рок-самиздате второй половины ХХ века, «100 магнитоальбомов русского рока», «Хедлайнеры» о российском поп-роке). В пятницу в петербургском Доме книги прошла презентация «Безумной механики», а накануне в Москве прошло концертное исполнение киномузыкальных сочинений Курехина, которым дирижировал музыкант Алексей Айги. Александр Кушнир рассказал «Газете.Ru» о том, что происходит с памятью о Сергее Курехине сегодня, и о том, почему у великого российского музыканта и культурфилософа не осталось ни школы, ни последователей.

— Что вас побудило сесть за книгу о Курехине?

— У меня есть некоторая легкомысленность, связанная с написанием книг, вот она каждый раз и двигает. Я четко помню, как у меня появился первый импульс засесть за работу. В 2008 году я получил подарок — редкий концерт, сделанный двумя участниками «Поп-механики»; до сих помню, что это была завернутая в газету видеокассета.

На ней была записана довольно камерная программа «Три шага в бреду», сыгранная в зале Дома дружбы народов на Фонтанке. Выглядело исполнение так: выходит Курехин, садится на стул и полчаса, не замолкая, излагает «либретто» будущей «поп-механики», сюжетом для которой стала чеховская Каштанка. И вот этот «гон», из которого состояло вступление, вот это словотворчество произвело на меня едва ли не большее впечатление, чем музыкальный перформанс, который за ней последовал.

Потому что и то и другое имело одну природу: от Курехина идет потрясающая волна, которую невозможно разделить на составляющие, беспредельно свободная, и ты плывешь в ней, не чувствуя никаких буйков.

И этот заряд, наверное, и руководил мной все то время, что я над ней работал.

— Что происходит с памятью Курехина в последнее время?

— Знаете, года три назад я читал лекцию о Курехине в день его рождения в модном столичном клубе «Солянка». Пришло человек сто пятьдесят — двести. Люди от 20 до 25 лет, молодежная вполне аудитория, которая тем не менее просто плакала в голос, когда я рассказывал о его последних страшных днях. Или вот еще пример: на канале «Ностальгия» как-то сделали передачу, в которой мы с музыкантом Сергеем Летовым рассказывали о Курехине. Этот эфир потом повторяли шесть раз. В этой программе мы пожаловались, что никак не можем найти телемост между Ленинградом и Москвой, на котором Курехин играл сочинения Брайана Ино, Питера Гэбриэла. Канал разыскал его и дал в эфир, и эта запись тоже пережила шесть повторов. А это значит, что зрители смотрели. Пошли своего рода волны, лейбл Solyd Records начал переиздавать его сочинения…

— Можно сказать, что он стал общепризнанным классиком современной русской культуры, или он так и остался нишевым артистом, ценимым лишь фанами?

— Нишевым его назвать, конечно, можно, но только с тем смыслом, что ниш этих гораздо больше, чем кажется. С одной стороны, Курехин — это «Поп-механика», придуманный им удивительный сплав концерта и перформанса. С другой стороны, очень востребованный во всем мире пианист, исполняющий импровизационную музыку. Кроме того, он был композитор — и, в частности, кинокомпозитор. Книгоиздатель. Философ-аналитик, колумнист. Наконец, экспериментальный политик (в последние годы жизни Курехин сблизился с Александром Дугиным, основателем Евразийского движения. — «RusTopNews.Ru»). Потрясающий телеведущий, я бы даже сказал — телемаг; вспомните хотя бы тот взрывной эффект, который имела передача «Тихий дом», где он на пару с Сергеем Шолоховым рассказывал, что Ленин был грибом). И все это умудрялся в себе объединять, все время поворачиваясь к реальности разными сторонами.

На концерте, которому предшествовала моя лекция, был полный зал. И мне казалось, что многие, если не все, пришли вот из-за этого ощущения — человека, чьи творческие высказывания непонятны, но про которого понятно, что он необыкновенно крут, но не всегда возможно проартикулировать, чем именно. Целый караван идей, которыми и сейчас можно подпитываться.

— А были ли у Курехина какие-то наследники и воспреемники — в музыке, политике и других нишах?

— Нет никакой преемственности, потому что он своим способом жизни этого не предполагал. Он говорил в интервью: «Я художник здесь и сейчас, я не оставлю после себя ни школы, ни следов». Он очень быстро жил, быстро сгорел и быстро умер. Он не успевал даже ноты писать: для концерта в «Гоголь-центре» Алексей Айги записывал партитуры прямо со старых фонограмм, причем зачастую записанных фоном для голоса на переднем плане.

— А его музыка, она доступна восприятию простого слушателя или требует посвящения и специального знания?

— Мольер говорил, что гениальное никогда не будет популярным. У меня были большие споры с Настей Курехиной, женой и хранительницей памяти о Сергее. Мне кажется, что вся его музыка для кино, что она гениальна по замыслу, но сделана наспех. И это особенно вылезает, когда ее пытаются издавать. Например, так было с «Воробьиной ораторией» или саундтреком к «Господину оформителю». Алексей Айги очень бережно разложил на партитуры, не убив, а раскрыв вторые планы, вступления и коды к этим произведениям.

— Как, по-вашему, стоило бы отмечать юбилей Курехина в следующем году?

— Есть месячник Курехина — от 16 июня, когда отмечается день его рождения, до 9 июля — он в этот день скончался. Мне кажется, федеральным каналам и достойным радиостанциям стоило бы в это время показывать новые документальные фильмы о нем и устраивать повторы старых, архивных передач с его участием, как это делается в случае с памятными датами Иосифа Бродского или Сергея Довлатова. Чтобы двадцатилетняя студентка из провинции, например, или московский школьник имели доступ к этой информации и этой музыке, которая сразу сделает их внутренний мир шире и богаче. Память о Курехине должна перестать быть делом одиночек, издающих его записи, исполняющих его музыку или занимающихся его наследием, это должен быть солидарный процесс.

Что думаешь?
 
Как войти на «Госуслуги», чтобы не пришлось скачивать Max