На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Снимки общества

Карлики, маргиналы, старые ДК и деревенская жизнь на выставках Фотобиеннале

Маргиналы и фрики Дианы Арбус, хипстеры призера World Press Photo Никиты Шохова, будни советских 1970-х, вымирающие дворцы культуры и новая короткометражка Сары Мун: «RusTopNews.Ru» выбрала пять новых выставок Фотобиеннале, которые стоит посетить на этой неделе.

Сара Мун в Мультимедиа Арт Музее

 <1>Француженка Сара Мун, в прошлом успешная модель, в 1970-х снимала обнаженных красоток для знаменитого календаря Pirelli и делала нестандартные, лишенные всякого лоска и гламура серии фэшн-кадров для журналов Vogue, Harper's Bazaar и Elle. В ее снятых на пленку зернистых и размытых фотографиях туманная дымка, заимствованная у импрессионистов, сочетается с декоративностью театральных этюдов Александра Бенуа. Сегодня Мун работает преимущественно над короткими фильмами в духе немецких экспрессионистов по мотивам волшебных сказок (самые известные из них – «Черная шапочка», «Красная нить» и «Русалка Одервиля») и документальным кино. В ММАМ покажут ее короткометражный фильм двухгодичной давности «Без пяти пять» с сомнамбулическим сюжетом и готическим антуражем:

поздней осенью юная девица заходит в заброшенный, полуразрушенный дом и сталкивается с хозяином – пожилым брюзгой, ревностно защищающим свое одиночество.

Свои фильмы Сара Мун, как правило, дополняет сериями фотографий и написанным для них незамысловатым текстом.

Диана Арбус в Мультимедиа Арт Музее

Серия «Портфолио» – это десять фотографий, которые один из самых продаваемых американских фотографов Диана Арбус выбрала из тысячи негативов за год до самоубийства в 1971-м. На выставке можно увидеть обнаженного карлика-мексиканца, возлежащего в позе тициановской Данаи на кровати в дешевом отеле, юношу-трансветита в бигудях, инфернальных близнецов, сгорбившегося еврея-великана со своими низкорослыми родителями и другие известные ее снимки. Арбус, всю жизнь мучившаяся от депрессии, снимала именно таких персонажей — маргиналов и фриков, противопоставивших себя обществу, исполненных психопатической застенчивости и раздражения. В ее грубой, гротескной манере нет ни сострадания, ни снисхождения —

есть только болезненное любопытство рано повзрослевшего ребенка из богатой еврейской семьи, который не справляется с напирающей на него жизнью.

Мрачные и вычурные, как поэзия еще одной американки-самоубийцы Сильвии Плат, снимки Арбус отменяют границы между нормой и патологией, сферой бессознательного и объективной реальностью.

Дмитрий Лукьянов в галерее Зураба Церетели

Серия «ДКданс» родилась из дебютного фотопроекта выпускника Фотошколы имени Родченко Дмитрия Лукьянова, посвященного рестлингу. Тогда он снимал фактурных дядек в трико и напоминающих комиксных супергероинь дам, которые колошматят друг друга в подвале старого ДК «Авангард». В СССР дворцы культуры прививали советской молодежи идеалы строя; когда Советский Союз вместе с идеей всеобщего окультуривания рухнул, их деятельность ограничилась выставками мехов-самоцветов и сдачей помещений в аренду.

Объездив несколько ДК в Московской области, Лукьянов создал строгое и прямолинейное, с социальным окрасом повествование о культурных рудиментах сгинувшей эпохи.

Все, что осталось от былого величия дворцов культуры, – полинялая «Неизвестная» Крамского, на которую с укором глядит с новенького плаката Киану Ривз, тряпичные масленичные куклы и потолочные фрески, изображающие бодрых духом строителей коммунизма. Растрескавшиеся и плесневеющие, обитые малиновым бархатом стены работники ДК попытались принарядить в нелепые розовые афиши с надписью «Dance party», российские флаги и, наверное, по старой привычке – в серпы и молоты. Мир вещей и мир людей, похожих на перепуганных, но горделивых пришельцев из прошлого, здесь образовали симбиоз – серьезный, мрачный, скучный.

Виктор Ершов в Галерее Зураба Церетели

Виктор Ершов не успел стать международной звездой фотографического мира, как, например, Александр Слюсарев или Борис Михайлов: в сорок восемь лет он замерз в загнанной в тупик электричке по пути на работу.

С середины 1960-х он публиковался в журнале «Советский Союз», параллельно снимая для себя купальщиков в бассейне, дворников в психоневрологическом диспансере и толкущихся в очереди теток на рынке – все то, что с презрением откидывали в сторону официальные фотоиздания.

Едва ли его зачастую бессюжетные и исполненные лирики фотографии можно назвать явной антисоветчиной, а самого Ершова – борцом с режимом. Его интересовала повседневная жизнь 1970-х: он делал портреты детей (серия «Детские игры»), снимал угрюмых стариков («Деревня»), деревенских собак и котов – образы, выбивающиеся из рамок советско-пропагандистской эстетики. Ничего эпохального, социально значимого и громогласного. Название выставки «Инаковидящий» заимствовано у финских издателей, выпустивших в конце 1980-х альбом с работами нескольких неофициальных фотографов из СССР.

Никита Шохов в Галерее Зураба Церетели

После появления фотографий из серии «Черноморские каникулы» Никиту Шохова, выпускника Школы фотографии и мультимедиа Родченко, стали называть талантливым эпигоном Мартина Парра – английского фотографа-скандалиста из легендарного агентства «Магнум», который прославился игрой с растиражированными образами телесного низа и национальными стереотипами. В 2014 году Шохов стал призером фотоконкурса World Press Photo, получил награду за созерцательные снимки колонии нудистов на острове Утриш, в которых не осталось ничего от налета «черноморской» провокации. В серии «Moscow Night Life», которую показывает галерея Зураба Церетели, Шохов вновь возводит в культ нелепость и уродство.

На этот раз в объектив его камеры попали хипстеры из «Солянки», интеллектуальная молодежь из Политеха и завсегдатаи стриптиз-клуба в спальном районе.

Как черноморские отдыхающие и нудисты с острова Утриш, все они должны были стать альтернативой выглаженной и лакированной культуре глянца. Однако герои «Moscow Night Life» больше походят на оживших марионеток из театра кукол, чем на воплощение утришского эскапизма или всепоглощающей мещанской безвкусицы «Черноморских каникул».

Что думаешь?
 
Обязаны ли вам платить 13-ю зарплату и сколько можно получить? Разобрались с юристами