На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Спать при артобстреле безопаснее всего в ванной»

В Театре.doc играют спектакль про Луганск и Сирию

Руководитель Театра.doc драматург Елена Гремина рассказала «Газете.Ru» о своем новом спектакле по дневникам жителя Луганска, материалам дела Сенцова и книге о войне в Сирии.

В Театре.doc премьера «Война близко», поставленная руководителем театра Еленой Греминой. Композицию сценического текста составили из трех художественных и документальных источников — дневника жителя Луганска Дмитрия Бела, материалов «дела Сенцова» и текста британского драматурга Марка Равенхилла о том, как война в Сирии отражается в медиа. Перед премьерой Гремина рассказала «Газете.Ru» о новом спектакле, ощущениях близости фронта и о том, почему быть свободным театром не означает быть театром политическим.

— «Война близко» — откуда такое тревожное название? Напоминает «Зима близко», слоган из «Игры престолов»?

— Это просто конструкция, которая обозначает какое-то тревожное ожидание. Для кого-то война близко, а для кого-то, как для наших героев, она уже вошла в двери и заявила свои правила. Вот представьте — мы жили, и вдруг кто-то начинает за нас решать и договариваться о чем-то, и оказывается, что мы и наша жизнь вовлечены в круг чьих-то интересов. Естественно, это меняет нашу жизнь.

— Война близко к вашим героям или к нам, зрителям?

— В театре все «к нам», даже если война близко «к ним». Благодаря сценическому действию мы становимся одним существом с теми, кто живет в такой реальности, приобщаемся к их опыту и переживаем ее вместе с ними.

— Почему вы отобрали именно эти тексты для своей драматургической композиции?

— Мы начали работать по делу Афанасьева и Кольченко, которых обвинили, изучали документальный материал, сделали предварительный показ. Однако в какой-то момент стали появляться и другие документы — нам через знакомых передали настоящий дневник, который два года вел житель Луганска. И потом наконец в нашу орбиту попал текст британского драматурга Марка Равенхилла о войне в Сирии. И в какой-то момент мы поняли, что композиция наша сложилась.

— То есть это три грани одного и того же состояния, которое висит не только над Украиной и Россией, но и над Западом и Востоком?

— Над всем миром, к сожалению. В луганском дневнике очень четко показано это ощущение, когда ясно, что началась война, но есть полное ощущение, что большому городу это не грозит, что никто, прежде всего власть, этого не допустит. А дальше мы видим, как меняются его обстоятельства — его дочь оканчивает последний класс школы, но выпускного не будет, потому что погибли несколько учителей. Выпускники тихо собираются где-то дома, потому что гулять нельзя. А затем его и его собеседников начинают волновать еще более простые вещи — например, где безопаснее спать при артобстреле (оказывается, в ванной). Поскольку жизнь описана там очень подробно, то мы видим, как человек пошагово входит в состояние, в котором он еще недавно не мог себя представить даже предположительно.

— То есть ваш спектакль о том, как война постепенно сдувает пыльцу мирной жизни и под ней обнаруживается нечто неприглядное?

— Не совсем так. Он, скорее, про постоянный выбор. Герой думает о том, в какой институт послать дочку — в российский или в украинский. Потом — о том, уезжать из города или оставаться. Потом — о том, как и куда вывезти старую мать.

— А как с этим стыкуется текст Равенхилла?

— Этот текст не столько про войну, сколько про то промывание мозгов, которое во время войны непременно случается и всегда ей сопутствует. О том, как война деформирует восприятие реальности, и про то, как хранить адекватное восприятие в неадекватной жизни среде.

— А документальный текст про Сенцова и Афанасьева?

— В этой истории есть Алексей Чирний, который пошел на сделку со следствием, и есть Геннадий Афанасьев, который на суде отказался от показаний, хотя рисковал в этот момент очень многим. В их случае война оказалась близко, потому что твой город сменил государственную принадлежность. И ты вынужден либо думать о других, либо спасать себя.

— Руководимый вами театр всегда имел репутацию политически горячего, и много острых спектаклей тому подтверждение. Однако сейчас ваша афиша чрезвычайно плотна, и как раз такие постановки вовсе не составляют большинство в ней — у вас есть исторические спектакли, много сторителлинга, мелодраматические постановки, эксперименты в городской среде. В каком контексте для вас существует «Война близко»?

— Думаю, что контекста два — один длинный, исторический, в нашем театре были и «Сентябрь.doc» про Беслан, и «Час восемнадцать» о деле Магнитского, и «Болотное дело», который идет до сих пор. При этом у нас никогда нет и не было никакого диктата: все ставим только на политические и остросоциальные сюжеты! Театр.doc всегда был площадкой, на которой могли свободно высказываться самые разные люди. Да и публика у каждого спектакля так или иначе разная — одни ходят на все выпуски «Носителя» (проекта, в котором артист Алексей Юдников в жанре стендапа пересказывает известные фильмы), другие — на «Берлуспутина», третьи — на «Болотное дело». Есть разыгрываемый в городе спектакль «Неявные воздействия» Всеволода Лисовского, его же перформанс «Вакханки». Появился новый человек Василий Березин, который сделал постановку по «Тибетской книге мертвых» в заброшенном депо Курского вокзала.

Собственно документальных премьер в нашем текущем репертуаре три. Первая — «Однушка в Измайлово» молодого режиссера Заремы Заутдиновой о девушке, которая решается порвать со своим домом на Кавказе, его традициями и переехать в Москву. Вторая — «Разорвите нашу связь» по документальному тексту, составленному социальным работником Артемом Материнским и посвященному распаду связей как между усыновленными детьми и их родителями, так и между кровными. И вот теперь еще «Война близко». Так что, как видите, никакого особого акцента на острополитических темах у нас нет. Мы не политический театр — мы свободный театр.

— Как вам кажется, а насколько зритель готов услышать ваше высказывание? Насколько общая театральная среда в своем нынешнем состоянии располагает к восприятию такого спектакля зрителем?

— Вы знаете, в «Доке» есть одна важная традиция: мы часто устраиваем обсуждение спектакля. И сразу, что называется, проводим мониторинг среды. На предварительных показах мы видели очень горячую реакцию. Показателем является то, что зрители часто отклоняются собственно от обсуждения спектакля и начинают рассказывать свои истории по его теме. Этот спектакль, пожалуй, может омрачить настроение тому, кому не хочется думать про плохое.

— Есть ощущение, что театр, в том числе и ваш, через такие постановки пытается делать работу, которую забросили СМИ, то есть вскрывать глубинные черты актуальных общественных явлений.

— Приходите и увидите, так ли это. Мне не кажется, что сказать так про нас — точно и справедливо. Сергей Третьяков, один из создателей «вербатима» (техника интервьюирования и дословного воспроизведения речи в документальном театре), ввел понятие «биоинтервью». Это означает, что исследователь документирует буквально все — от того, что у интервьюируемого в портфеле, до того, что у него на душе. Но делаем мы это, наверное, для того, чтобы разглядеть в таких сюжетах, как «Война...», что-то про наше время, про нас и про театр в том числе.

Ближайший спектакль «Война близко» в Театре.doc — 25 сентября.

Новости и материалы
Рубио заявил, что США не собираются отказываться от поддержки Тайваня из-за Китая
Трамп опроверг сообщения о планах назвать бальный зал Белого дома в честь себя
Названы самые эффективные методы защиты от уловок онлайн-казино
Бразильский боец UFC после победы над англичанином: слава России!
Ученые предупредили о высокой опасности электросамокатов для детей
В «Оренбурге» объяснили, за счет чего «Спартак» их обыграл
В Сумской области уничтожили скопление военнослужащих ВСУ при построении
В Саларьево поймали сбежавшего петуха, будившего москвичей
На побережье в Анапе обустроили километры вала для защиты от мазута
В Испании найдена пропавшая картина Пикассо
Фанаты Хабиба потеряли деньги из-за токена, который боец рекламировал боец
Суд в Париже рассмотрит дело о буллинге жены Макрона
В США сообщили, что Вашингтон не направлял Ким Чен Ыну приглашение на встречу
На Таймыре белые медведи атаковали метеостанцию
Легенда «Спартака» раскритиковал игрока команды
Глава ГУР Украины назвал философским вопрос об исходе конфликта с РФ
США подготовили проект санкций против ключевых сфер экономики РФ
Журова: ситуация в турецком клубе скажется на репутации России
Все новости