На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Разговорчики в раю

«Рай» Андрея Кончаловского выходит в российский прокат

В российский прокат выходит «Рай» Андрея Кончаловского — номинированная на «Оскар» эзотерическая драма про русскую мученицу и поклонника Чехова из СС.

Русская дворянка Ольга во время войны прячет еврейских детей и сотрудничает с Сопротивлением. После ареста она попадает к Жюлю — коллаборационисту-полицейскому, который немедленно влюбляется в женщину, несмотря на то что у него есть семья и дети. Он всячески пытается облегчить участь красивой заключенной, но в итоге Ольга все равно попадает в лагерь. Там она второй раз в жизни встречает Хельмута, некогда начинающего немецкого интеллигента, а ныне офицера СС с блестящими карьерными перспективами.

После смерти всех троих оденут в одинаковые робы и предложат рассказать свою историю перед беспристрастным объективом кинокамеры в каком-то месте, по своим функциям напоминающем чистилище.

Титр «Рай» красноречиво появляется поверх перспективы тюремного коридора, и этот кадр идеально готовит зрителя к тому, что будет с ним происходить в следующие два с лишним часа. После великолепных «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына» Андрей Кончаловский вдруг — впервые за 25 лет, прошедшие с выхода «Ближнего круга» со Збруевым в роли Сталина, — решил выступить в историческом жанре.

Перед премьерой на фестивале в Венеции режиссер сообщил, что картина получилась экспериментальная, обновляющая киноязык (жюри фестиваля отметило картину «Серебряным львом» как раз за режиссуру).

Новшества «Рая» заключаются в том, что половину его хронометража составляют как раз монологи у райских врат.

Самим приемом кинематограф овладел, разумеется, задолго до того, как он пришел в голову Андрею Сергеевичу, но использован он здесь действительно великолепно. Даже странно, что никому не приходило в голову посмотреть на действующих лиц войны вот так — как на людей, без знаков воинского или концлагерного отличия, дать им слово, вместо того чтобы пытаться при помощи собственного несовершенного воображения измыслить что-нибудь доселе невиданное. Странным образом этот лобовой прием работает на все сто (и, кстати, не требует финансовых затрат); кажется, что сегодня смотреть на великие катастрофы прошлого иначе и нельзя. По словам Кончаловского, в какой-то момент он столь воодушевился, что подумывал оставить в фильме одни только монологи.

И по правде говоря, так действительно было бы лучше. Рано или поздно глаз неминуемо привыкает к эстетской картинке, созданной одним из лучших русских операторов Александром Симоновым («Полицейский с Рублевки» и четыре последних фильма Балабанова), и начинает замечать проблемы. Прежде всего они касаются драматургии.

Усатый коллаборационист Жюль, как выясняется, нужен автору только для экспозиции — в нужный момент он просто исчезает с обоих планов повествования.

Главные герои здесь, конечно, Хельмут и Ольга, но на самом деле они не герои, а исключительно выражение авторской воли. Чистюля немец любит Чехова, не прочь запачкаться в крови врагов, но выбегает «потошнить» после аудиенции у Гиммлера (в жутковатом исполнении Виктора Сухорукова). Ольга — мятущаяся душа каренинского типа с несложившейся судьбой, нашедшая себя в служении идеалам гуманизма с риском для жизни. И война, конечно, перемолола множество судеб, но поверить в реальность происходящего все равно не получается.

Слишком складно выстроено восхождение мученицы на Голгофу (и сошествие фашиста в ад), слишком часто в этом фильме символически открывается форточка.

Кроме того, невозможно избежать сравнения с «Милым Хансом, дорогим Петром» Александра Миндадзе, откуда в «Рай» попал юный немец Якоб Диль — кажется, ему здесь сказали играть все то же самое, только с бóльшим градусом истерики. Разница между «Хансом...» и «Раем» в том, что Миндадзе будто бы вглядывается в самостоятельную жизнь своих героев, а Кончаловский — расставляет их в нужные места и заставляет рассуждать про Чехова. И вроде бы ничего дурного в этом нет и, более того, цель и мысль исключительно благие, но в голову приходит еще одно сравнение. Как и Михалков в «Утомленных солнцем – 2», Кончаловский не рассказывает историю, а использует беспроигрышную фактуру в качестве фона для собственных размышлений о добре и зле, что на фоне войны и холокоста выглядит несколько нескромно. Радует одно: функцию гласа Божьего Андрей Сергеевич на себя все-таки не взял.

Новости и материалы
Основатель Binance заподозрил Трампа в создании биткоина
Синоптик не прогнозирует снег в Москве в ближайшую неделю
Экс-замминистра ДНР отрицает вину в хищении денег у Минобороны
Суд утвердил изъятие имущества на 480 млн рублей у бывшего чиновника Росприроднадзора
Юрист объяснила, какие обстоятельства помогут увеличить пенсию
Еще одна страна стала членом АСЕАН
Доцент назвала возраст, когда человек начинает стареть
Малайзия проведет масштабную операцию для охраны Трампа на саммите АСЕАН
Ракета-носитель с новым грузовым кораблем для МКС стартовала в Японии
Военный эксперт заявил об увеличении серой зоны на участке Песчаное — Глушковка
Российский военный рассказал, как боец ВСУ попал в плен после возвращения в блиндаж
В Хабаровске рядом со зданием мэрии произошла смертельная авария
Военный эксперт считает, что ВСУ не разрешат использовать Tomahawk самостоятельно
Историк назвал два условия для отказа Японии от помощи Украине
«Ашан» зарегистрировал в России новый товарный знак
В США предупредили о трудностях с отоплением зимой на Украине
В Госдуме рассказали о субсидии на жилье для ряда россиян, доступной раз в жизни
Трамп рассказал, когда Таиланд и Камбоджа подпишут мирный договор
Все новости