На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Дивный старый мир: триумф «Черного клановца» Спайка Ли

Стоит ли смотреть «Черного клановца» Спайка Ли: рецензия «Газеты.Ru»

Заслуженный, но слегка позабытый режиссер Спайк Ли вернулся в большое кино с картиной «Черный клановец», получившей Гран-при Каннского фестиваля. «RusTopNews.Ru» рассказывает, почему фильм необходимо посмотреть.

На дворе — начало 70-х. Мартин Лютер Кинг и Малькольм Икс убиты, движение «Власть черным» популярно как никогда, директор ФБР Эдгар Гувер назвал «Черных пантер» величайшей угрозой внутренней безопасности страны, а в полиции работают только белые. Фильм собственно и начинается с того, как молодой человек Рон Столлуорт (Джон Дэвид Вашингтон) становится первым темнокожим копом в городе Колорадо-Спрингс. Через некоторое время ему приходит в голову идея о внедрении крота в местную ячейку ку-клукс-клана. Столлуорт ведет телефонные разговоры с ее лидерами, а его напарник Флип Циммерман (Адам Драйвер), по понятным причинам, лично проникает в организацию под именем Столлуорта.

Спайк Ли, сделавший себе имя еще в конце 80-х на теме межрасовых отношений, в последнее время нечасто баловал киноманов достойными работами. В 2013 году он провалился с ремейком великого «Олдбоя», снял непонятный хоррор «Сладкая кровь Иисуса», увлекся документалистикой — и в конечном итоге несколько выпал из поля внимания общественности. Тем неожиданней и громче взорвалась бомба под названием «Черный клановец». Жюри Каннского фестиваля присудило картине Гран-при, а сам фильм успешно прошел в американских кинотеатрах.

Без сомнений, это лучшая работа Ли за последние лет десять. Он снова показал, что не потерял своей режиссерской хватки, да и филигранное умение красиво и со вкусом поставить любую сцену никуда от него не делось.

«Черный клановец» — фильм провокационный. Ли ясно выражает свою позицию по расовому вопросу, проводит параллель с современностью, приводит документальные кадры прошлогодней трагедии в Шарлоттсвилле и показывает отрывок печально известной речи Дональда Трампа о том, что произошло столкновение «плохих парней» с обеих сторон. В то же время картина экранизирует книгу настоящего Рона Столлуорта, который был участником тех событий, — и режиссер очень бережно относится к первоисточнику, фокусируясь прежде всего на взглядах главного героя, а не своих. Именно поэтому последние несколько минут, обращающихся к настоящему, выглядят скорее как призыв задуматься, а не политическое высказывание. Спайк Ли не спорит со Столлуортом — он дополняет его мнение, сформировавшееся в 70-х, тем, что произошло уже в наши дни.

Главный герой фильма никогда не скрывал своего антирадикализма. Будучи противником притеснения афроамериканцев, он в то же время с недоверием относился к таким движениям, как «Черные пантеры», «Черная освободительная армия» и им подобным. Самым большим чисто режиссерским достижением «Клановца» стал эпизод в начале фильма, когда Столлуорт получает задание прийти на выступление бывшего участника «Черных пантер» Кваме Туре, чтобы оценить его речь на предмет экстремистских высказываний. Ли филигранно изобразил отношение главного героя к самому собранию, его участникам и самому Туре, добавив рембрандтовскую игру с освещением и выразительные крупные планы.

Что больше всего привлекает к картине, так это ее постоянное балансирование между серьезной тематикой и комедийным антуражем. Вашингтон и Драйвер сыграли уморительно, вызывая смех порой на самых безобидных фразах.

Это блестяще работает, потому что сам сюжет основан на нелепой, на первый взгляд, предпосылке — в ку-клукс-клан внедряются негр и еврей — словно начало какого-нибудь анекдота.

И именно поэтому слегка странно выглядит финал всей истории, потому что на него повлияла такая же нелепая случайность. В любом другом случае на сценаристов обрушилась бы волна критики — да только настоящая жизнь порой преподносит такие сюрпризы, которые сложно специально придумать.

В этом и кроется главное очарование «Черного клановца» — он не пытается найти логику, а описывает действительность, которая не поддается расчету. Выставленный в картине форменным дураком глава ку-клукс-клана Дэвид Дьюк впоследствии баллотировался в Сенат, а затем в губернаторы Луизианы. Рон Столлуорт, предотвративший большую трагедию, не стал национальным героем, а тихо завершил свою карьеру полицейского в нулевых и только сейчас обрел известность, написав несколько лет назад книгу о той операции.

Словом, «Черный клановец» — это сам Спайк Ли и его взгляд на мир — несправедливый, жестокий, но так им любимый.

Новости и материалы
Туристки сели в самолет и узнали, что летят в Африку, а не в Ниццу
Армия Непала пригрозила ввести войска из-за беспорядков
Ведущий «Модного приговора» призвал носить верхнюю одежду на голое тело
СМИ сообщили об ударе Израиля по жилым зданиям в Дохе
Корабль «Прогресс МС-30» отстыковался от МКС
Россиянам объяснили, как восстановить «обгрызенные» ногти
Взрыв произошел на севере Украины
Путин ответил на демонстрацию американских бомбардировщиков на Аляске
В Израиле сообщили о вероятной ликвидации шести руководителей ХАМАС в Катаре
Сотрудник мэрии платил за прямые эфиры, в которых ловили и насиловали детей
МВД Катара назвало ситуацию в Дохе безопасной
Матч со сборной США назвали прорывом для российского футбола
Над Черным морем сбили несколько украинских беспилотников
Глава Белгородской области сообщил об атаках БПЛА на населенные пункты
Рэпера Лигалайз привлекли к административной ответственности
Посольство США отменило рекомендации своим гражданам, находящимся в Катаре
В Подмосковье обрушились конструкции старого горнолыжного комплекса
Дмитрий Нагиев объяснил, почему не открыл актерскую студию для новичков
Все новости