На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Алексей Бартошевич: не всякое поколение имеет право на трагедию

Театровед Алексей Бартошевич рассказал, что за последнее время на отечественной сцене не появилось практически ни одной шекспировской трагедии в чистом виде.

«Существует такое понятие, как право на трагедию. Не всякое поколение его имеет. Ведь к смерти, несчастьям, убийствам трагедия не сводится. В мелодрамах подчас крови льется гораздо больше. Чтобы трагедия родилась на сцене или в литературе, нужна, с одной стороны, значительная личность, которой есть что утрачивать в душевном смысле, а с другой, необходимо, чтобы устройство мира было достойно трагической коллизии.

Сейчас мы скорее живем во время трагигротеска, больше склоняемся к постмодернистской трагикомедии. Скажу немного грубо, но, мне думается, сегодня мы не тянем на «Гамлета». Это совершенно не значит, что пьесы Шекспира не надо брать в работу. Сейчас, кстати, Юрий Бутусов ставит «Бурю» в РАМТе. И тут интересно проследить за самим его выбором.

«Буря» — пьеса итоговая, пьеса конца, которую Шекспир написал незадолго до смерти. Мы тоже сегодня живем во времена итогов, когда кончается огромная полоса истории, а что будет дальше — непонятно. В «Буре» в финале герцог Просперо возвращается в свой Милан, получает назад герцогский трон и вместе с тем говорит, что «каждая моя третья мысль будет могилой». Фраза, которая для современного прочтения этой пьесы крайне важна.

Раньше финал «Бури» понимали как торжество справедливости, любви, злодеи раскаиваются и отдают трон. Сейчас пьесу воспринимают по-другому — не время для благодушных финалов, для лучезарного оптимизма. То есть мы и на трагедию не тянем и в счастье с гармонией не очень-то верим.

Мы обращаемся к классике не для того, чтобы узнать, как жили люди в 1564 году, а чтобы понять себя — что мы такое, чем и зачем нам жить. Интерпретация классики есть форма самопознания. То, что иногда нам кажется насилием над классическим текстом или слишком решительным отходом от него, на самом деле приближает нас к нетрадиционной, не сентиментальной сути материала», — цитируют его «Известия».

Новости и материалы
Туристам из России могут усложнить выдачу виз из-за санкций
Россиянам разъяснили детали получения соцподдержки с октября
Жена экс-премьера Непала умерла после нападения протестующих на их дом
В Крымской области пропал житель Курска
Боня потратила почти 13 млн рублей на экспедицию
Протестующие в Непале заявили, что страна «перешла под их контроль»
Мэр столицы Непала назвал условие для урегулирования кризиса
Более половины россиян считают себя доверчивыми людьми
«Литр водочки»: в Шахтах лжегаишник рассказывал водителям, сколько он выпил алкоголя
Движение по Крымскому мосту возобновили
В главном угольном регионе РФ выросло число остановленных предприятий
Санду рассказала о планах России «захватить Молдавию у урны для голосования»
Росгвардия назвала причину эвакуации людей из Эрмитажа
Гуф 30 лет назад предсказал новые обвинения в адрес Пи Дидди
Легенда фигурного катания назвал самого запоминающегося российского футболиста
Диброва снялась в купальнике на берегу Тихого океана: «Эмоции зашкаливают»
В России преодолели устойчивость агрессивной формы рака мозга
Россиянина осудили на 19 лет за госизмену
Все новости