Выйти
Удалить свои данные

«Есть ситуации, в которых ребенок может и должен ударить»: как детям постоять за себя

Психолог Дербенева: чтобы ребенок умел за себя постоять, важно научить его говорить «нет»

Приходя в детский сад или в школу, ребенок сталкивается с новым коллективом и вынужден учиться находить общий язык со своими сверстниками. Как и у взрослых, у детей тоже может быть недопонимание на почве разных интересов. О том, как научить ребенка постоять за себя и выходить из сложной ситуации, в колонке для «Газеты.Ru» рассказала практикующий психолог и сооснователь детского сада Infant School Хамовники Наталия Дербенева.

Научите ребенка говорить «нет»

Детские конфликты, как правило, обостряются по очень простой причине – дети не умеют вовремя обозначать свою позицию, отказывать или выражать недовольство. Безусловно, доброта и отзывчивость, умение помочь другу – это очень хорошие качества. Тем не менее надо научить малыша тому, что у него всегда есть выбор и он может отказаться от любой неприятной ему затеи.

Если сосед по парте просит донести за него рюкзак, а другой одноклассник постоянно выпрашивает печенья, которые вы положили ребенку на перекус, то это настоящая манипуляция. Задача родителя – научить малыша отличать ее от реальной просьбы о помощи и говорить «нет». Быть добрым – нужно, но нельзя давать другим пользоваться этим качеством.

Например, в детском саду мы делаем так: берем и пострадавшую, и нападающую сторону и стараемся объяснить пострадавшему малышу, у которого отняли игрушку, что ему нужно выразить свое недовольство. Топнуть ногой, указать пальцем или любым другим способом сказать, что ему не нравится то, как с ним поступили. Как правило, с дошкольниками это отлично работает.

Если же слова не помогают, то можно перейти к аккуратному физическому воздействию, а именно – выставить ладонь перед соперником, его грудью или плечом. Задире не больно, но он все понимает и прекращает свои нападки.

Лучше, если мальчика будет учить мужчина

Это может быть папа, дедушка, дядя или даже тренер в спортивной секции. Главное, чтобы этот мужчина предложил ребенку некоторую систему действий для поведения в конфликтной ситуации, чтобы либо избежать ее, либо выйти с наименьшим ущербом.

Женщины часто полагают, что мужской подход к конфликту – это обязательно кулаки. Однако любой мужчина прекрасно знает, что «за одного битого двух небитых дают», а конфликт можно разрешить разными способами, в том числе и мирными. Очень важно объяснить ребенку, что свои силы в конфликте нужно рассчитывать и, если выйти из него с помощью разговора не получается, то лучше просто убежать, особенно если против тебя пять человек.

Из рассказов о школьных стычках от мужчины, который является для ребенка авторитетом, зачастую можно вынести куда больше, чем от абстрактных бесед о гуманизме.

Покажите ребенку альтернативные мнения на конфликт

Женский взгляд на конфликт тоже очень важен ребенку, и в этом вовсе нет противоречия с предыдущим пунктом. Обсуждайте конфликтные ситуации, которые происходят, предлагайте свои решения. Не всегда то, что может предложить папа, обязательно сработает.

Например, ребенок в школе сталкивается с задирой, который и повыше, и постарше, и имеет определенный авторитет среди других детей. Он может привлечь своих друзей, которые тоже будут задирать ребенка. Педагоги не всегда могут сказать, кто прав, а кто виноват, и тем более разрешить конфликтную ситуацию. Родители задиры будут утверждать, что он спокойный ребенок и никого не обижает, а решение конфликта кулаками и вовсе не поможет, ведь силы неравны.

В такой ситуации, как правило, именно мама может предложить альтернативное решение – найти причину конфликта. При таком подходе часто выясняется, что ребенок сам давал повод: был чрезмерно активным, навязчиво пытался войти в контакт с другими детьми. Подружить конфликтующие стороны в такой ситуации можно только с помощью хитрости, например, аккуратно свести детей в одну команду во время игры, без назидания.

У ребенка должна быть возможность применить физическую силу

Многие могут не согласиться с этим пунктом, но есть ситуации, в которых ребенок может и должен ударить. Здесь очень важно избегать крайностей: не лишать ребенка права на защиту, но и не требовать от него постоянного применения физической силы. Поэтому родители должны научить различать те ситуации, когда ребенок может применить силу.

Применение силы допустимо в случае самозащиты, когда избежать драки уже не получается, а также в случае защиты слабого.

Ребенок должен знать, что нельзя бить девочек и тех, кто младше или слабее. Также нельзя бить первым – это обязательное правило для малышей, но с подростками оно может работать не всегда.

Прививайте ребенку любовь к спорту

Может показаться, что спорт никак не соотносится с умением ребенка держать себя и отстаивать свою позицию. Однако постоянные занятия спортом помогают в формировании уверенности в себе.

Неважно, плавание ли это, постоянные пробежки с родителями в парке, футбол или боевые искусства. Спорт учит терпению и выдержке, мотивирует на достижение желаемых целей. Ребенок, который знает, что такое путь к победе и каким сложным он может быть, наверняка сможет выйти из конфликтной ситуации и постоять за себя. Кроме того, на физически развитого ребенка вряд ли кто-то полезет с кулаками или попытается принудить его к чему-либо.

В жизни ребенка конфликты неизбежны, поэтому родителю очень важно научить малыша правильно вести себя в них. Это непростая задача, она требует от взрослых терпения и систематического подхода, но она приносит свои плоды. Ведь при правильном подходе ребенок рано или поздно научится самостоятельно выходить из сложных ситуаций.

Что думаешь?
 
Могут ли отправить на СВО? Отвечаем на этот и еще 7 вопросов о военных сборах в России