На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Brexit на грани: у Джонсона остался последний шанс

Почему Джонсон не может договориться с парламентом о Brexit

Британскому парламенту удалось разрушить планы премьера Бориса Джонсона о Brexit без сделки. В случае срыва переговоров с ЕС процедура будет вновь отложена — еще на три месяца. Ситуация требует согласия правительства и парламента страны, но сегодня оно кажется недостижимым. Что еще может сделать Джонсон и вмешается ли в процесс королева, рассказывает «RusTopNews.Ru».

Планы премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона осуществить Brexit во что бы то ни стало — с соглашением или без — сорваны. Британский парламент принял закон, согласно которому Лондон должен будет попросить об очередной отсрочке выхода из Евросоюза в случае, если до 19 октября не удастся договориться об условиях сделки. 9 сентября этот документ был подписан королевой Елизаветой II.

Последним шансом на договоренность о сделке станет заседание Европейского совета 18 октября. Если переговоры и в этот раз окончатся неудачей, Джонсону придется просить Евросоюз о трехмесячном продлении «подвешенного» процесса — до 31 января 2020 года.

Ранее премьер-министр всеми силами старался предотвратить такое развитие событий и вывести Brexit на финишную прямую. В конце августа британское правительство во главе с Джонсоном попросило королеву приостановить работу парламента более чем на месяц — с 9 сентября по 14 октября. Елизавета II эту инициативу одобрила.

Лично королева повлиять на выход страны из ЕС может лишь теоретически, шансов на это почти нет. Несмотря на наличие у нее «спящих» полномочий, их использование идет вразрез с обычаями и традициями британской политики.

«Королева визирует любой документ, который ей предоставляют премьер-министр и правительство. Самолично она не может ни отсрочить, ни отменить Brexit», — отмечает в беседе с «Газетой.Ru» доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин.

Роль королевы в этом процессе оказывается сугубо символической — полномочия находятся в руках правительства, фактически играющего роль «аватара» королевской власти. Правда, самостоятельно решить судьбу Brexit правительство все-таки не может.

Как пишет в своей статье «Конституционные основания выхода Соединенного Королевства из Европейского союза» научный сотрудник сектора сравнительного права ИГП РАН Ирина Иванова, прерогативные полномочия правительства, позволяющие ему действовать в обход парламента, ограничены в сфере международных договоров, если это ведет к изменениям во внутреннем праве.

Brexit под эту категорию подпадает — значительная часть правовой системы Великобритании опирается на европейскую базу.

Для выхода из ЕС правительству требуется получить официальное согласие парламента в виде законодательного акта. При текущем составе парламента такое развитие событий представить трудно — у депутатов с Джонсоном очевидный конфликт.

Кардинально изменить ситуацию могут только внеочередные парламентские выборы — именно они покажут отношение британцев к Brexit. Сейчас позиции консерваторов сильнее, чем у оппозиции, и, одержав победу, Джонсон мог бы продавить свой сценарий.

Когда неотвратимость закона об очередной отсрочке стала очевидной, Джонсон дважды попытался пролоббировать досрочные выборы, однако оба раза потерпел неудачу.

После решения о приостановке деятельности парламента оппоненты премьера обвинили его в попытке помешать депутатам участвовать в обсуждении условий выхода из ЕС. Джонсон эти претензии отверг. По его словам, пророгация — именно так официально называется процедура «выключения» парламента — необходима правительству для разработки и представления новой амбициозной программы, а также чтобы подготовить тронную речь королевы по этому случаю.

По мнению Джонсона, у парламента будет достаточно времени для прихода к консенсусу. Депутаты вновь соберутся на заседание 14 октября — за четыре дня до «последнего шанса».

Сразу после перерыва вернуться к обсуждению Brexit у них, однако, не выйдет — по устоявшейся процедуре, сначала парламент должен обсудить тронную речь королевы. Выступить должны представители всех партий, поэтому дискуссия может выйти затяжной — а времени остается все меньше. С учетом всех погрешностей, на достижение согласия по выходу из ЕС останется всего 1-2 дня.

Несмотря на это, глава правительства сохраняет символическую уверенность в успехе. «Я очень надеюсь, что мы придем к сделке на этом решающем саммите (заседании Евросовета 18 октября. — «RusTopNews.Ru»), — цитирует Джонсона Sky News. — Мы усиленно работаем над этим. Я обсуждал эту тему с нашими европейскими друзьями».

Пророгация в Британии была встречена неодобрительно. Высший гражданский суд Шотландии в полном составе признал ее незаконной. Как сообщает «Би-би-си», для этого обвинению пришлось пойти на юридическую хитрость — так как решение о приостановке принимает неподсудная королева, оспорен был не ее поступок, а предварительное предложение самого Джонсона.

Апелляция по решению суда, поданная правительством, будет рассмотрена в британском верховном суде во вторник 17 сентября.

Пророгацию активно оспаривали и сами депутаты, выступавшие со спонтанными акциями протеста. Близость вынужденного отпуска объединила парламентариев, которые менее чем за неделю до 9 сентября смогли договориться и привести в силу законопроект о фактическом запрете «жесткого» Brexit, таким образом фактически обесценив победный демарш Джонсона в адрес парламента.

В этих условиях подготовка к «евроразводу» впала в анабиоз до середины октября, что в условиях сохраняющейся неопределенности заставляет задавать вопросы об альтернативных путях оформления выхода страны из ЕС. Например, о том, может ли на ситуацию повлиять сам Евросоюз.

«Европейский суд в Люксембурге постановил, что Британия будет оставаться государством Евросоюза, пока она сама из него не выйдет и пока руководящие европейские органы не получат об этом извещения. Сам ЕС никого исключать уже не может и не собирается»,

— уточняет положение дел Николай Топорнин.

Главной заинтересованной стороной с европейской стороны становится Ирландия. Выход без сделки вновь проведет границу между основной и северной частью острова (Северная Ирландия входит в состав Великобритании), затруднив экономические отношения и ситуацию на таможне, а также обострив ряд жестких локальных конфликтов.

Ирландия должна дать свое согласие. Для этого в его условиях Brexit должен быть прописан так называемый механизм backstop — «предохранитель». Он может на какое-то время сохранить Северную Ирландию в составе единого рынка ЕС, сняв таким образом большую часть вопросов о границе.

Проблема в том, что такой ход предоставит Северной Ирландии особый статус в составе самой Великобритании. Это чревато правовыми неувязками и политическими «сбоями» уже внутри страны, в чем у британцев нет никакого интереса.

Вокруг попытки поставить ирландский вопрос на этот «предохранитель» и сосредоточена большая часть британо-европейских конфликтов по условиям Brexit. Ирландия — и таким образом ЕС — стоит на одном, позиция Великобритании практически противоположна.

Статья 50 Лиссабонского договора, регулирующая выход стран-членов из ЕС, ограничивает время процедуры двумя годами с момента официального уведомления о том, что страна намерена покинуть Евросоюз. Тем не менее, Европейский совет — высший орган ЕС — может при необходимости продлить этот срок.

Сама процедура выхода в этом законе прописана лишь в общих чертах, что тем более сужает коридор возможностей Евросоюза повлиять на ситуацию. Роль ЕС здесь главным образом переговорная, он может лишь обсуждать с Великобританией условия выхода и в итоге дать или не дать на него свое согласие.

Европейское руководство посылает сигналы, что не будет форсировать ситуацию и заинтересовано в максимально мягком сценарии выхода. Причина такой позиции — желание ЕС компенсировать и снизить финансовый и политический ущерб.

«По вопросу об отсрочке <…> мы открыты к возможной отсрочке, если это что-то, что делается во избежание Brexit без сделки», — цитируют РИА «Новости» главу Европарламента Давида Сассоли.

Новости и материалы
Аэропорт Внуково возобновил работу
Политолог оценил призыв Маска расформировать Еврокомиссию
«Я романтик»: в Иркутске жители ЖК поймали мужчину с биноклем, наблюдавшего за ними
Овечкин ответил на вопрос о возвращении в «Динамо»
Число погибших в результате обрушения домов в Марокко увеличилось
Временные ограничения введены во Внуково
Зеленский анонсировал переговоры с США по послевоенному восстановлению Украины
Зеленский заявил, что Трампу скоро передадут новый вариант плана по Украине
Natan захотел уйти из Black Star
Глава Чувашии рассказал, кто получит выплаты за ущерб от атаки беспилотников
Крупное ДТП парализовало движение на северо-востоке Москвы
Повстанцы M23 взяли под контроль город Увира на востоке Конго
Казахстан согласовал переориентацию экспорта нефти с КТК на другие маршруты
«Гринатом» автоматизировал техподдержку с помощью ИИ
В Вологодской области смягчили режим продажи алкоголя в новогодние праздники
Рубио захотел вернуть шрифт Times New Roman в Госдеп США
Автозавод Solaris приостановил производство автомобилей Solaris с механической коробкой передач
«Получил пару поздравлений»: лыжник Коростелев о реакции иностранцев на его допуск
Все новости