Один из основателей Telegram-канала Nexta Роман Протасевич является сотрудником разведки Белоруссии, заявил президент страны Александр Лукашенко.
«Долго рассказывать не буду. Протасевич — это сотрудник нашей разведки. Нам надо было его задерживать?
А вот вопрос, почему они (рейс Ryanair. — «RusTopNews.Ru») в Вильнюс летели, там не сели, а развернулись и в Минск прилетели, сели после звонка, что у них на борту там какая-то взрывчатка… Ну садитесь, вы в Вильнюс летели, над Вильнюсом были — садитесь. Развернулись, прилетели в Минск. Сели в Минске», – цитирует политика БелТА.
Лукашенко добавил, что Протасевич работал «под прикрытием этих беглых», поэтому белорусская сторона была вынуждена «провести операцию» и арестовать его. По словам белорусского лидера, разведчик приехал в Грецию, чтобы передать интересующую Минск информацию, получил новое задание и летел обратно через Вильнюс.
Белорусский лидер вспомнил о Протасевиче, комментируя ситуацию вокруг переправки в Литву сигарет с помощью метеозондов, в чем обвиняют белорусскую сторону.
Он подчеркнул, что санкции в отношении «БелАвиа», введенные после задержания экс-редактора, были применены абсолютно безосновательно.
«Нас обвинили в том, что мы задержали оппозиционера. А он не наш оппозиционер. Мы не задерживали оппозиционера. Вот ввели санкции», – отметил он.
Сам Протасевич уже подтвердил «Осторожно Media», что действительно является сотрудником разведки.
«Слова главы государства подтверждаю, но по понятным причинам пока откажусь от каких-либо комментариев», — сказал он.
Позже Протасевич еще раз подтвердил информацию Лукашенко в беседе с ТАСС.
Протесты и арест
Летом 2020 года, когда в Белоруссии вспыхнули протесты после очередных выборов президента, Nexta была независимым от властей республики медиа-проектом и активно освещала происходящее. В апреле 2022 года Верховный суд Белоруссии признал «экстремистское формирование Nexta» с входящими в него структурными подразделениями Nexta live и Luxta террористической организацией.
Протасевич был задержан в Минске 23 мая 2021 года вместе со своей девушкой, россиянкой Софьей Сапегой, после того, как следовавший из Афин в Вильнюс самолет авиакомпании Ryanair совершил экстренную посадку в аэропорту столицы Белоруссии из-за сообщения о наличии на борту взрывного устройства. Никакой взрывчатки в итоге не нашли.
Впоследствии Протасевичу и Сапеге были предъявлены обвинения по нескольким статьям, в том числе об организации действий, грубо нарушающих общественный порядок, и разжигании социальной вражды.
6 мая 2022 года россиянку приговорили к шести годам колонии общего режима. Генпрокуратура Белоруссии удовлетворила ходатайство о ее передаче в Россию.
В мае 2023 года Минский областной суд приговорил Протасевича к восьми годам колонии усиленного режима. Его признали виновным в публичных призывах к захвату государственной власти, актах терроризма, оскорблении президента, распространении заведомо ложных сведений о Белоруссии и других преступлениях. Практически сразу Лукашенко его помиловал.
В феврале 2024 года МВД Белоруссии исключило Протасевича из списка экстремистов. Софья Сапега по-прежнему числится в списке.
Осенью 2024 года суд отменил экс-редактору Nexta штраф в размере 25 млн белорусских рублей (около 697 млн российских рублей), который был назначен за якобы нанесенный Белоруссии ущерб в ходе протестов 2020-го.