На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Вихри завязали узлом

Американские физики впервые смоделировали вихревой поток в жидкости, воспользовавшись следом от крыла самолета

Американские физики впервые смоделировали вихревой поток в жидкости. «Завязать узелок» позволили идеи лорда Кельвина и вихри, возникающие вокруг крыла резко ускоряющегося самолета. Теперь ученые смогут создавать работающие модели солнечной атмосферы и даже внутреннего пространства атома.

Вихревые потоки — нередкое природное явление. Они появляются как в воздухе, так и в воде и могут быть вызваны как естественными явлениями, так и внешним вмешательством – от струи дыма изо рта курильщика до крыла летящего самолета. В последнем случае два вихревых потока возникают, когда самолет резко ускоряется, и движутся они в противоположных направлениях.

Именно этим примером вдохновились американские ученые.

Физики Уильям Ирвайн и Дастин Клекнер из Университета Чикаго впервые создали в жидкости вихревой поток в форме узелка.

В своей статье в журнале Nature Physics они рассказывают, как создали трехмерный профиль, а затем разогнали его до высокой скорости в емкости с наполненной пузырьками водой. Интерес к узлам тоже непраздный: они часто встречаются в природе — считается, что они играют важную роль как в процессах, описываемых квантовой механикой, так и в «классических» процессах.

Долгое время считалось, что существует возможность завязать вихревые потоки узлом в жидкости. Уильям Томсон, лорд Кельвин, создавший абсолютную шкалу температур, полагал, что атомы — это узлы, связующие эфир. Он увидел эксперимент по созданию кольцевого вихря, показанный физиком Питером Тейтом, и проникся элегантностью и устойчивостью эфемерной конструкции.

«В то время никто не знал, что собой представляют атомы, а теория эфира была все еще в моде», — пояснил Ирвайн.

В дни Кельвина ученые полагали, что Вселенная наполнена неким веществом — эфиром, передающим световые волны в пустоте так, как воздух передает звук в атмосфере. Тогда Кельвин предположил, что

атомы — это кольцевые и узловые вихри в эфире, причем разные типы узлов отвечали разным элементам периодической таблицы химических элементов.

Идея о том, что атомы — это узлы, конечно, не подтвердилась, однако открыла интересную область — изучение «узловых» систем в математике и физике.

Однако до сих пор никому не удавалось практически решить задачу получения узловых вихрей.

Ирвайн и Клекнер решили не изобретать велосипед, а использовать самолет.

Они изготовили с помощью 3D-принтера мини-копии аэродинамических поверхностей крыла самолета. Каждое из них они погружали в емкость с водой, наполненной мельчайшими пузырьками, сгенерированными с помощью электрического тока. Затем «крыло» очень быстро дергали, придавая ему значительное ускорение.

В результате этого воде приходилось экстренно заполнять пространство, освобожденное «крылом», собираясь в узел.

Чтобы запечатлеть жидкий узел во всей его трехмерной красе, ученые создали высокоскоростной лазерный сканер.

Экспериментально осуществить эту идею было отнюдь не просто — пришлось перепробовать 30 различных форм «крыла», пока экспериментаторы достигли нужного результата. При ускорении более 100 g (где g — ускорение свободного падения, примерно 9,8 м/с2) «крылья» начали оставлять за собой петли, видимые благодаря пузырькам.

«Пузырьки — отличная находка: именно они позволяют увидеть ядро вихря очень четко», — отмечают авторы работы.

Теперь ученые подтвердили теоретическую возможность «вязать узлы» вручную, и осталось применить ее к реальным системам. Предполагается, что эта технология позволит моделировать экзотические среды, такие как внешняя атмосфера Солнца, сверхпроводящий материал или недра атома, где взаимодействуют элементарные частицы.

 
Могут ли отправить на СВО? Отвечаем на этот и еще 7 вопросов о военных сборах в России