На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

На дно ускоренными темпами

Завершено расследование крушения буровой платформы «Кольская», унесшего жизни 53 человек

Завершено расследование крушения буровой платформы «Кольская», в результате которого погибли 53 человека. По версии следствия, капитан судна превысил скорость буксировки платформы, что привело к повреждению обшивки судна, а ответственные сотрудники компании «Арктикморнефтегазразведка» игнорировали критическую ситуацию и не приняли мер к спасению экипажа.

Дальневосточное управление Следственного комитета на транспорте завершило следствие по делу о крушении в Охотском море плавучей буровой установки «Кольская» в декабре 2011 года. Тогда в результате катастрофы погибли 53 человека.

Как заявил представитель СК Владимир Маркин, во вторник обвинения в окончательной редакции были предъявлены исполняющему обязанности главного инженера ОАО «Арктикморнефтегазразведка» Леониду Бордзиловскому и и.о. заместителя гендиректора компании «по безопасности мореплавания» Борису Лихвану.

По ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта лицом, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) обоим грозит до семи лет лишения свободы.

«Следствию удалось восстановить картину крушения», — подчеркнул Маркин. По версии следствия, Бордзиловский игнорировал неоднократные требования своего подчиненного — начальника платформы — о необходимости вывезти с «Кольской» 28 человек, не задействованных в буксировке. Более того, по данным следствия, своим устным распоряжением исполняющий обязанности главного инженера запретил организовать вывоз персонала. Благодаря этому буксировка началась с 67 членами экипажа на борту.

В течение пяти суток — с 11 по 15 декабря — буксировка проходила в штатном режиме при благоприятных погодных условиях. В ночь на 16 декабря по курсу следования «Кольской» наблюдалось резкое ухудшение метеоусловий.

Руководивший буксировкой Михаил Терсин самостоятельно принял решение обогнать надвигающийся циклон и увеличить скорость движения до 4,8 узла, доложив об этом по электронной почте Лихвану и Бордзиловскому.

«Последние никаких мер по пресечению установленных ограничений скорости не приняли, указаний о снижении скорости буксировки до разрешенных пределов не дали», — говорится в официальном сообщении СК. Именно из-за превышения максимально допустимой скорости буксировки произошла деформация наружной обшивки корпуса платформы с образованием на нем трещин, считают следователи. В образовавшиеся щели хлынула вода. К концу дня платформа дала крен на носовую часть. Погода продолжала ухудшаться.

Тогда с помощью спутниковой связи Терсин сообщил Бордзиловскому и Лихвану о необходимости приостановить буксировку, спустив опорные колонны платформы и перейдя в режим дрейфа.

«Однако, самонадеянно рассчитывая на благоприятный исход событий, они игнорировали поступающую тревожную информацию и никаких мер по спуску на СПБУ опорных колонн своевременно не приняли», — отмечается в сообщении СК.

Тогда в ночь на 18 декабря под воздействием шквалистого ветра, достигавшего 25 м/с, и волн высотой до 4–5 м на платформе сорвало обтекатель носовой опоры. В результате повреждения вода затопила балластные цистерны, а крен платформы увеличился. Нарушилась герметичность на верхней палубе. Поступавшая в машинное отделение вода уже не позволяла откачивать ее с помощью осушительных насосов. Платформа начала тонуть ускоренными темпами.

И только спустя сутки Бордзиловский и Лихван дали запоздалое указание остановить буксировку. Однако к тому времени образовавшийся крен не позволил опустить опорные колонны. «На тот момент Бордзиловский и Лихван располагали информацией о том, что в районе бедствия отсутствуют суда, способные оперативно и срочно оказать помощь членам экипажа. Понимая, что ситуация является критической, мер к организации спасательной операции не приняли. Кроме того, своим устным распоряжением Бордзиловский запретил ответственному за буксировку подавать сигнал SOS до его особого распоряжения», — уточнил Маркин.

В 9 часов 45 минут 18 декабря находившийся на платформе Терсин вопреки запрету подал запоздалый сигнал SOS. Через три часа «Кольская» опрокинулась и затонула на глубину более километра, похоронив 53 члена экипажа. Из находившихся на борту во время крушения выжили только 14 человек.

Таким образом, по версии СК, именно ненадлежащее исполнение Бордзиловским и Лихваном своих обязанностей стали причиной нарушений правил безопасности при эксплуатации и движении судна и в итоге привели к аварии с многочисленными жертвами. В ближайшее время материалы уголовного дела будут представлены участникам уголовного судопроизводства для ознакомления.

Ранее эксперты уже высказали сомнения относительно реальной виновности руководителей «Арктикморнефтегазразведки». Так, главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень – Совфрахт» Михаил Войтенко заявил «Газете.Ru», что прежде всего ответственность за трагедию несет погибший капитан, а не бывшие руководители компании.

«С тех пор как человек сделал первый плот и отправился на нем в море, остается один железный закон, который признается всеми юрисдикциями всего мира на протяжении всей истории человечества: капитан — второй после бога. Ему могут советовать, но приказать ему не может никто», — подчеркнул Войтенко.

Эксперт уверен, что погибший Михаил Терсин должен был не ждать распоряжений руководства, а действовать самостоятельно. «Это скользкая ситуация. На буровой были люди, которые видели, к чему идет дело. Но для того, чтобы попытаться исправить ситуацию, надо было вязать капитана, а это само по себе уголовное дело», — предположил Михаил Войтенко.

Дочь погибшего Терсина Наталья Дмитриева еще год назад говорила, что среди документов в архиве отца нашла инструкцию завода-изготовителя буровой. «В ней говорится, что буксировка платформы в зимних условиях запрещена. А сейчас все хотят списать на капитанов, руководивших буксировкой, хотя они предупреждали руководство компании о том, что этого делать нельзя», — говорила тогда Дмитриева, утверждая, что ее отец пытался отказаться от опасного задания, но не смог.

Новости и материалы
«Карабах» проиграл худшей команде Лиги чемпионов
В Подмосковье неизвестные вытолкнули девушку из окна многоэтажки
Сафонов сыграет за «ПСЖ» в матче Лиги чемпионов
Подросток застрял в дымоходе старого дома и находился там 7 лет
Белоруссия и Иран подписали план военного сотрудничества
Генпрокуратура Украины убрала из открытого доступа данные о дезертирстве
Найден неочевидный метод лечения депрессии
В Воронежской области сбили скоростную воздушную цель
В Обнинске при падении беспилотника поврежден жилой дом
Бельгия заявила о поддержке своей позиции в Евросоюзе по активам России
В МГУ объявили карантин в связи с выявленным случаем кори
Зеленский подписал закон о бюджете Украины на 2026 год с рекордным дефицитом
В Крыму новорожденный стал инвалидом из-за выдавливания во время родов
В ДНР сообщили о пострадавшем мужчине при налете дрона
В Белоруссии заблокировали крупнейшие международные криптобиржи
Губернатор заявил об уничтожении воздушных целей над Белгородским округом
В ChatGPT заработал Photoshop и другие инструменты Adobe
Мужчина похитил бывшую возлюбленную и заставил ее заниматься проституцией
Все новости