На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Сделать свою ставку

На прошлой неделе в отеле «Советский» продавали черных сфинксов и белых хризантемы. В легендарных стенах «Яра» Русская Галерея Искусств провела 10-ый юбилейный аукцион живописи «Русская живопись. Век XX».

На торгах были представлены 80 полотен художников-реалистов 19-го и, главным образом, 20-го веков. В аукционном каталоге значились такие громкие имена, как Аркадий Пластов, Константин Маковский, Николай Тархов. Торги прошли с серьезным успехом - было продано более половины работ, из них многие - с превышением эстимейта.

Эксперты в последние годы отмечают стремительный рост интереса к коллекционированию живописи у нас в стране. В первую очередь, это хорошее вложение средств - цены на некоторых авторов, например, Пластова, выросли за последние несколько лет в пять раз, а вообще рынок советской живописи вырос на 300 процентов за последние три года.

При этом картины уходят не на Запад, как чаще всего было в 90-е годы, а остаются в частных отечественных коллекциях.

Участие в аукционе - элегантный и близкий отечественной публике способ пополнения коллекции. При стуке аукционного молоточка у зрителя немедленно пробуждается генетическая память и требует сделать ставку - тем более, что цены на современные полотна были довольно доступными, начинаясь от 800 долларов. Принять участие в аукционе можно, зарегистрировавшись при входе и получив карточку с номером. Публика, заполнившая зал на сто мест, была разной - и бизнесмены, и элегантные дамы состоятельного вида, и скромные представители крупных финансовых компаний, и даже платиновые блондинки в мини-юбках и ажурных чулках, - не сделавшие, впрочем, ни одной ставки.

Торги шли плавно и спокойно, никто, по примеру Остапа Бендера, не кричал «200» - все-таки продавались картины из частных коллекций, стартовые цены были приближены к рыночным, поэтому аукционные не всегда достигали резерва - суммы, дешевле которой лот не продается. Однако и здесь встречались исключения, порой неожиданные. Скажем, яркий лубок «Букет тёти Аурики» Михаила Аникеева вызвал на торгах серьезный ажиотаж. И наоборот, великолепный портрет певицы Имы Сумак, написанный участницей группы «Бубновый валет» Антониной Сафроновой в 1960 году, остался непроданным.

Руководитель Русской Галереи Искусств Юрий Герасимов заметил: «Свой покупатель есть у каждой картины, но он необязательно сидит в зале на этот раз».

В этот раз в зале были покупатели Тархова, Налбандяна, Грекова, Маковского. Полотно Грекова «На другой день в станице Платовская» ушло за 135 тысяч долларов, «Летний пейзаж» Маковского - за 100 тысяч, а рекорд аукциона поставила картина Николая Тархова «Черные кошки и белые хризантемы», написанная в 1912 году. Успешно продался натюрморт Дмитрия Налбандяна. У всех картин хороший провенанс - история владения, галерея за этим тщательно следит.

За картины торговались в зале и по телефону. Располагающая манера ведения аукциона оставила приятное впечатление. Ведущий успевал представлять каждую из картин, не «давил» на публику, не выказывал разочарования, когда лот оставался невостребованным. Александр Тихонов, эксперт с сорокалетним стажем, автор нескольких книг о рынке русского антиквариата, специально приехавший на этот аукцион из Женевы, был согласен с нами:

«Аукцион ведется интеллигентно и честно, без невежливых подначек, без фальшивых ставок, когда ведущий смотрит в потолок, но называет ставку».

Такая практика, по его словам, распространена, чтобы «подогреть» зал на суммах, не достигающих резервной цены, то есть, аукционер ничем не рискует в случае если более высоких ставок не окажется.

Торги заняли около двух часов, после чего публика отправилась оформлять покупки. Приобретший одно из современных полотен деловой человек из нефтегазового сектора поделился с нами любовью к российскому искусству: «Увлекся собирательством четыре года назад. Бываю на аукционах, вернисажах, знакомлюсь с художниками. Часто езжу на родину в Уфу, там есть очень интересные авторы, а цены - на порядок ниже, чем в Москве. Дарю картины друзьям и знакомым, хотя иногда бывают недоразумения. Одаряемому в голову не приходит, что картина стоит пять тысяч долларов, - а ценника на нее не повесишь.»

Азарт приобретательства заразителен. Даже совершенно равнодушным к живописи людям после посещения аукциона хочется повесить на стену какой-нибудь пейзажик.

А более чувствительные к искусству души часто томятся из-за недостаточности средств. Им стоит вспомнить совет Гертруды Стайн, данный юному Хемингуэю:

«Надо покупать либо одежду, либо картины. Вот и все. Никто, кроме очень богатых людей, не может позволить себе и той другое. Не придавайте большого значения одежде, а главное, не гонитесь за модой, покупайте прочные и удобные вещи, и тогда у вас останутся деньги на картины.»

«Но даже если я никогда больше не буду покупать себе одежду,- возражал Хемингуэй, - все равно у меня не хватит денег, чтобы купить те картины Пикассо, которые мне нравятся.»

«Да, для вас он недоступен. Вам придется покупать картины людей вашего возраста, одного с вами военного призыва. Вы с ними познакомитесь. Вы встретите их в своем квартале.»

Главное - не пропустить тот момент, когда сверстники еще готовы отдать свои полотна по сходным ценам. Когда вы обнаружите их на Сотбис, будет уже поздно.

Что думаешь?
 
Как войти на «Госуслуги», чтобы не пришлось скачивать Max