Что представляет собой мессенджер Max
Max — это российский мессенджер от VK. Его первая версия вышла в марте, после чего приложение работало в режиме бета-тестирования. Официальный запуск сервиса произошел осенью 2025 года. По замыслу разработчиков, Max — не просто средство общения. В него интегрируются платежи через СБП, доступ к «Госуслугам», цифровая подпись, чат-боты, нейросеть.
Некоторые из инструментов уже реализованы в приложении. Например, в декабре Минцифры приняло решение о постепенном отказе от подтверждения входа на портал «Госуслуги» через СМС в мобильной версии. Коды подтверждения будут приходить в мессенджер Max.
Главная особенность Max — ставка на интеграцию с российской цифровой инфраструктурой. Все данные хранятся на территории России, а сервисы будут адаптированы под локальные потребности: от заказа такси до работы с национальной системой платежей.
После того как в июне 2025 года президент Владимир Путин подписал указ о создании национального мессенджера, главным претендентом на получение этого статуса стал Max. Министр цифрового развития Максут Шадаев подчеркивал, что именно на базе продукта VK могут развернуть единый государственный сервис для общения. Вскоре это было закреплено распоряжением премьер-министра Михаила Мишустина. Max официально стал национальным мессенджером, а ответственность за работу и развитие сервиса была возложена на компанию «Коммуникационная платформа» — дочернюю структуру VK.
С 1 сентября в России стала обязательной предустановка мессенджера Max на все электронные устройства. Соответствующее решение было утверждено премьер-министром Михаилом Мишустиным.
Государственные ведомства также начали переводить общение с гражданами в Max. Одним из первых такой переход анонсировал Санкт-Петербург. По словам губернатора Александра Беглова, в мессенджере уже зарегистрированы аккаунты экстренной службы «112» и справочной «122», через которые петербуржцы могут получать информацию и консультации.
Функционал мессенджера Max
Max выглядит как мессенджер с расширенными функциями. Разработчики добавили возможность подключения двухфакторной аутентификации для усиления защиты пользователей.
Пользователям доступны:
- текстовые чаты, в том числе групповые;
- аудио- и видеозвонки (в том числе групповые), которые работают даже при слабом интернете;
- возможность звонить и отправлять сообщения в страны СНГ;
- голосовые сообщения;
- возможность записывать «кружки» длительностью до 1 минуты;
- реакции на сообщения;
- ответы на конкретное сообщение с цитированием;
- упоминание пользователя;
- пересылка файлов до 4 ГБ;
- стикеры, реакции и эмодзи для кастомизации общения;
- новые темы оформления чатов;
- создание собственных папок и добавление в них чатов и каналов;
- подписание документов с помощью усиленной электронной подписи;
- сервис поиска билетов на мероприятия;
- возможность купить билеты на мероприятия с помощью «Пушкинской карты»;
- ассистент GigaChat 2.0, который умеет генерировать тексты и изображения, расшифровывать аудио и пересказывать содержание статей и документов.
С середины июля заработала функция каналов в тестовом режиме (ее опробовала «RusTopNews.Ru» и уже завела там канал). А в сентябре сервис открыл возможность их создания для авторов категории А+ – блогеров с аудиторией более 10 тысяч подписчиков.
Для бизнеса и разработчиков была представлена «Платформа для партнеров» — пространство, где можно продавать товары, принимать платежи и общаться с клиентами. Присоединиться к ней могут компании, зарегистрированные на государственной цифровой платформе МСП.РФ. Для старта работы необходимо пройти верификацию на портале «Госуслуги» или на сайте аккредитованного банка.
Участники платформы могут:
- автоматизировать общение с клиентами с помощью чат-ботов;
- запустить веб-сайт компании в формате приложения внутри Max;
- создать собственный канал для публикации контента бренда.
Также запущен сервис «Цифровой ID». По сути, это аналог документа, который содержит данные паспорта, сведения о льготах. C помощью цифрового ID в Max можно подтвердить свой возраст, льготный статус — например, студента или многодетного родителя. В частности, такая возможность доступна покупателям в магазинах «Магнит», «ВкусВилл», X5 Group, «Лента», «Монетка».
При создании цифрового ID в приложении генерируется динамический QR-код, который доступен 30 секунд. Для безопасности его снимок сделать невозможно — появится белый экран. Доступ к коду и данным осуществляется по лицу или отпечатку пальца. Цифровой ID привязан к смартфону, поэтому если вы смените устройство, он останется на старом гаджете.
Также в мессенджере можно быстро просмотреть сведения о документах, доступных в сервисе «Госуслуги», в перечень входят электронные версии паспорта РФ, СНИЛС, ИНН, полиса ОМС, водительских прав. Для этого необходимо войти в раздел «Цифровой ID» и разрешить обработку данных. В сервис планируют добавить возможность просмотра данных о транспортных средствах и документов детей.
Еще одна удобная функция Max — перевод денег. Она была реализована в рамках соглашения о сотрудничестве между VK и Национальной системой платежных карт (НСПК). Переводы осуществляются между пользователями прямо внутри чата через Систему быстрых платежей (СБП). Отправитель и получатель перевода должны находиться в списке контактов друг у друга и быть клиентами подключенных банков-участников СБП.
Перспективы
Приложение задумано как цифровая экосистема, где будет объединено большое количество сервисов: от доставки еды и вызова такси до получения разнообразных госуслуг. Создатели открыто говорят, что вдохновляются китайским WeChat — приложением, без которого в КНР уже сложно снять жилье, попасть к врачу или оплатить счета. В 2024 году WeChat насчитывал 1,38 млрд пользователей по всему миру, из них 810 млн — в Китае. Менее чем за полгода количество пользователей Max достигло 55 миллионов человек, а количество каналов в национальном мессенджере превысило отметку 87 тысяч.
По аналогии с WeChat в Max развиваются следующие расширенные функции:
- оплата штрафов и госпошлин;
- обращение в государственные органы через «Госуслуги»;
- заказ еды и вызов такси;
- участие в образовательных чатах школ, колледжей и университетов.
Так, пользователям уже начали приходить уведомления от «Госуслуг» о появлении домового чата в Max, который будет работать даже при блокировке интернета. Единый домовой чат должен заменить переписки в разных сервисах и упростить получение новостей. Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Ирек Файзуллин заявил, что чаты жильцов каждого многоквартирного дома в стране должны быть созданы в Max до конца 2025 года. При этом в Госдуме отметили, что вопрос о принудительном подключении жителей к чатам пока не рассматривается.
Финансовый сектор также проявляет интерес к Max. Это связано с новым законом: с 1 июня 2025 года российским банкам запретили использовать иностранные мессенджеры для общения с клиентами. Многие компании перестали консультировать через Telegram и WhatsApp (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) и начали искать отечественные альтернативы.
Где скачать Max и как в нем зарегистрироваться
Приложение Max доступно в App Store, Google Play, RuStore, AppGallery, а для тех, кто предпочитает работать за компьютером, есть версии для Windows, macOS, Astra Linux и ОС «Аврора» и веб-версия, которая открывается прямо в браузере.
Регистрация проходит быстро, но с одним жестким условием — нужен российский или белорусский номер телефона. Виртуальные и иностранные SIM-карты система не принимает.
Алгоритм регистрации в Max:
- Скачайте приложение из магазина или откройте веб-версию.
- Введите номер телефона, дождитесь SMS с кодом, подтвердите вход.
- Укажите имя (фамилию — по желанию), выберите аватар.
- Дайте приложению доступ к контактам — тогда сразу видно, кто из знакомых уже в Max.
- Настройте приложение под себя: добавьте чаты, подключите мини-приложения, платежи или нейросеть.