На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Высокоскоростные расходы

Согласована схема финансирования высокоскоростной магистрали Москва — Петербург: 70% оплатит государство

Между Москвой и Петербургом будут ходить поезда со скоростью до 400 км/ч. На создание для них железнодорожной магистрали государство потратит около $35 млрд, основную сумму — в первые 4,5 года. Проект согласован министерствами, но не утвержден правительством. Таких скоростей дефицитный бюджет не выдержит, опасаются аналитики.

Министерства поддержали решение о финансировании строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург: 70% средств выделит государство, 30% — частный инвестор. Об этом сообщил гендиректор ОАО «Скоростные магистрали» (дочерняя компания РЖД, разработчик проекта ВСМ) Денис Муратов.

Протяженность новой дороги из Москвы в Петербург составит 660 км, время в пути — 2,5 часа, максимальная скорость движения — до 400 км/ч. Строительство планируется начать в 2013 году, а к 2018-му, накануне чемпионата мира по футболу, завершить.

Рабочая группа по развитию ВСМ подготовила два варианта финансирования ВСМ в рамках концессии: первый вариант предусматривал паритетное участие государства и инвестора, второй — финансирование по схеме 70% на 30%. Эксперты считали более целесообразным первый вариант. Он делает проект в целом дороже, но учитывает возможности бюджета и ситуацию на финансовых рынках, сообщал в начале марта «Интерфакс» со ссылкой на рабочие материалы группы.

Проект решения о строительстве ВСМ согласовали Минфин и Минэкономразвития, сообщали участники проекта (какой вариант финансирования поддержали ведомства, не уточнялось). Слово оставалось за Министерством транспорта. Но, как сообщил в конце марта Владимир Якунин в своем блоге, «профильное министерство направило документ в правительство с предложением выбрать, что для России важнее — построить ВСМ или направить деньги на расширение провозных возможностей БАМа».

Но в конце апреля Владимир Путин (тогда еще премьер-министр) на отраслевом совещании с РЖД косвенно подтвердил, что проект высокоскоростного движения в России будет реализован: на модернизацию железнодорожной инфраструктуры потребуется около 5 трлн рублей в течение 10 лет, сообщил Путин. Названная цифра соответствует инвестиционным планам РЖД по всем железнодорожным проектам.

«Федеральные органы исполнительной власти по итогам рассмотрения межведомственной рабочей группы вышли на решение, которое РЖД поддерживают», — сообщил Муратов в среду. Государство выделит 70% от капитальной стоимости строительства в течение четырех с половиной лет, добавил он.

Это 795 млрд руб. ($26,5 млрд) бюджетных средств. Из них 707 млрд рублей будут потрачены на строительство, 76 млрд руб. — на подготовку территории и выкуп земель.

Частные инвестиции привлекаются в размере 329,6 млрд руб. (почти $10 млрд): 26,2 млрд руб. — на проектирование, 303,4 млрд руб. — на строительство, сообщает «Прайм», ссылаясь на материалы заседания общественного совета при главе РЖД по вопросам развития скоростного движения.

Компания — победитель торгов на заключение концессии должна спроектировать, построить и обслуживать магистраль в течение жизненного цикла — 30 лет. Земельные участки, на которых будет строиться ВСМ, государство передаст частному партнеру в аренду. После завершения строительства сама магистраль перейдет в собственность государства, а частный партнер будет содержать, обслуживать и эксплуатировать ветку до 2050 года.

В течение первых десяти лет с начала эксплуатации государство выплатит концессионеру около 260 млрд рублей (примерно $8,6 млрд).

Суммарно новая железнодорожная магистраль между Москвой и Петербургом обойдется российскому бюджету почти в $35 млрд (в ценах 2012 года) за 15 лет.

О возможности участия в строительстве магистралей уже заявили консорциумы из семи стран. Заинтересованность в кредитовании проекта подтвердил ВЭБ.

Чтобы расширить круг участников конкурса, повысить для них доступность финансовых средств, рабочая группа по ВСМ считала нужным подготовить поправки в законодательство. В частности, для концессионера предлагалось предусмотреть гарантии минимального дохода и госгарантии по возврату привлеченных займов и кредитов. Анализ проекта, согласно документам рабочей группы, показал, что норма доходности должна находиться на уровне 12,82% годовых. Но пока не сообщается, подготовил ли Минтранс соответствующие законодательные изменения.

«Во всем мире проекты по строительству высокоскоростных магистралей являются очень затратными и невыгодными для частного инвестора. Поэтому финансирование создания новых линий ведется при государственной поддержке», — говорит заведующий лабораторией анализа и прогнозирования транспортно-логистических систем Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин.

Решение по финансированию ВСМ должно утвердить правительство. Документ еще не подписан. Ожидается, что это произойдет до сентября, сообщили в «Скоростных магистралях».

Планировалось, что правительство примет окончательное решение по ВСМ до середины мая. «Пока будет формироваться новое правительство, никаких окончательных решений от кабинета министров не будет», — считает аналитик МДМ-банка Михаил Зак. Но, по его мнению, если есть принципиальное решение, ветка построена будет. «Есть РЖД, есть лица в правительстве, которые поддерживают этот проект, значит, будет и дорога», — говорит эксперт.

Смена кабинета министров может быть формальной причиной отсутствия финального решения, отчасти соглашается аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «Но проект ВСМ слишком дорогой, с такой ценой его рентабельность находится под сомнением, положительный экономический эффект слишком долгосрочный. Стоимость не учтена в бюджете будущих лет, — перечисляет Рожков. — Думаю, задержка с принятием решения связана с существующими сомнениями в целесообразности проекта».

Директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев убежден, что правительство медлит, так как нет уверенности, что найдутся средства на реализацию проекта. «Подписать можно что угодно, но у нас дефицитный бюджет, — напоминает аналитик. — Приоритет сейчас — выполнение социальных обязательств, а у нас 80% бюджета — обязательства неснижаемого характера».

Бюджет на 2012 год сверстан исходя из доходов в 11,78 трлн руб. и расходов в 12,66 трлн руб. с дефицитом в 876,59 млрд руб., или 1,5% ВВП. Доходы государства на 2013 и 2014 годы прогнозируются на уровне 12,71 трлн руб. и 14,09 трлн руб. соответственно, расходы — 13,73 трлн руб. и 14,58 трлн руб. Это означает, что дефицит бюджета в 2013 году составит 1,02 трлн руб., или 1,6% ВВП, а в 2014 году — 491,12 млрд руб., или 0,7% ВВП.

Новости и материалы
В Москве, спасаясь от пожара, мужчина спрыгнул на дерево с седьмого этажа
В России школьницам начнут платить за беременность
В Латвии продлен запрет на полеты вблизи границы с Россией
На подлете к Москве сбиты еще два БПЛА
Работу аэропорта в Саратове временно ограничили
Жителей Орловской области призвали найти укрытие на фоне ракетной опасности
Генпрокуратура намерена запретить экстремистское объединение в Челябинской области
Забор на восточной границе Финляндии стал достопримечательностью для туристов
В Россию отправились тонны афганских гранатов
После яркой вспышки в Кривом Роге отключилось электричество
Аэропорт Вильнюса снова закрылся для полетов
Роднина: на Западе делают из нас монстров после 2022 года
В Испании заявили, что Путин послал символичный сигнал Западу
По Тульской области ударили восемь БПЛА
В аэропорту Волгограда ввели ограничения на прием и выпуск самолетов
Путин поручил определить класс оружия для новой ракеты «Буревестник»
Очевидцы сообщили о взрыве на северо-востоке Украины
Семак вслед за Карпиным обрушился с критикой на судейство
Все новости