На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

У россиян нет денег на запасной аэродром

Спрос на покупку готового бизнеса обвалился в 2016 году

Количество россиян, решивших открыть собственный бизнес, продолжает сокращаться. По данным Avito, спрос на готовый бизнес в конце 2016 года упал на 6,2% по сравнению с 2015-м. На 5% упала средняя цена предложения. Наибольший интерес вызывают торговля и интернет-магазины, которые стоят наиболее дешево. В то же время такие сферы, как строительство и сельское хозяйство, практически не пользуются спросом из-за большой цены входа.

Интерес россиян к покупке готового бизнеса пошел на спад. По данным Avito, в четвертом квартале 2016 года суммарный спрос на готовый бизнес по всей стране снизился на 6,2%. Также сократилась и средняя цена предложения. За этот период она составила 3,6 млн руб., что на 5% меньше, чем годом ранее.

В целом за прошедший год структура спроса на готовый бизнес изменилась незначительно. Но как отмечается в исследовании, происходит перераспределение спроса в пользу предприятий в сфере e-commerce. Так, спрос по предложениям, размещенным в разделе «Интернет-магазин», вырос на 1,2 п.п., а в категории «Торговля», наоборот, сократился на 1,8 п.п.

Тем не менее готовый бизнес в сфере торговли и услуг остается наиболее востребованным. На его долю приходится более 50% в общей структуре спроса. Около 14% запросов контактов зафиксировано в подкатегории «Общественное питание».

Меньше всего запросов оставляют в разделах «Сельское хозяйство» и «Строительство» (2,3% и 1,7% соответственно).

«Это общая тенденция в мире: бизнес по продаже готовых бизнесов медленно, но верно дрейфует вниз. Тому есть несколько причин. Все меньше остается «чемпионов», предприятий, которые показывают лучшие результаты (как правило, берут именно их). С другой стороны, у людей все меньше свободных денег для инвестиций», — отмечает Джомарт Алиев, председатель института МИРБИС.

Интернет – самый доступный вариант

Антон Полишкис, генеральный директор компании «Лорес Консалтинг», напомнил, что из-за кризисных явлений в нашей стране, которые мы наблюдаем со второго квартала 2014 года, малый бизнес серьезно пострадал.

«В ситуации стабильного падения реальных доходов населения спрос на товары и услуги, предоставляемые небольшими предприятиями, снижается. Следовательно, снижаются их прибыли, маржинальность и, как следствие, инвестиционная привлекательность.

Покупать небольшие предприятия просто невыгодно: спрос не увеличивается, вложения отобьются не скоро, риски высоки», — замечает эксперт.

В этой ситуации растет интерес к интернет-магазинам, поскольку это наиболее дешевые предложения, которые просты в управлении и при этом могут принести достаточно высокую прибыль.

«Интернет-магазины — это совершенно другая капиталоемкость, совершенно другой порядок цен и маржинальность. У традиционной торговли более узкая ниша, ограниченные потоки клиентов, при этом много сопутствующих расходов, различные проверки, от которых избавлены интернет-магазины», — объясняет Алиев.

«Сейчас в нашей стране доходы практически всех небольших коммерческих фирм, отдаленных от госзаказов, снижаются из-за продолжающегося падения реальных доходов населения. Особенно это чувствуется в перегретых ранее областях, производящих предметы роскоши и услуги в верхнем и среднем ценовых сегментах (строительство, фитнес и т.д.). В ближайшие два-три года улучшения ситуации я не ожидаю. Вместе с тем ряд компаний, там, где это возможно, уходят в интернет. Это логично, ведь в виртуальном пространстве численность клиентов растет, а арендная плата за недвижимость вкупе с зарплатами многочисленного персонала стремятся к нулю», — признает и Кирилл Яковенко, аналитик «Алор Брокер».

По данным Avito, интернет-магазины — наиболее доступный вариант (в среднем такой бизнес стоит около 550 тыс. руб.). В то же время наименее востребованные остаются дорогие бизнесы.

Средняя цена готового бизнеса в сфере сельского хозяйства — 12,1 млн руб., производства — 9,6 млн руб., строительства — 5 млн руб.

«Малые бизнесы в производственной сфере сокращаются из-за снижения инвестиционного запаса. У людей сокращается количество свободных денег, которые можно вкладывать», — отмечает Алиев.

В поисках запасного аэродрома

Наибольший интерес к покупке готового бизнеса предсказуемо показывают жители Москвы и Санкт-Петербурга. В столице осуществляется около 17,7% переходов к запросам контактов, в Петербурге – 9,3%. Замыкает тройку Новосибирск, доля которого не превышает 3,7%.

«Но если в Москве и Санкт-Петербурге пользователи Avito чаще интересуются предложениями в сфере услуг, то в Новосибирске — в сфере торговли. В целом спрос на готовый бизнес в сфере услуг выше в Екатеринбурге, Казани, Москве, Нижнем Новгороде, Омске, Самаре и Санкт-Петербурге, на готовый бизнес в сфере торговли — в Волгограде, Воронеже, Красноярске, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Уфе и Челябинске», — отмечают эксперты Avito.

Также в Москве, как и годом ранее, зафиксирована самая высокая средняя цена предложения — 4,7 млн руб. (на 10,1% больше, чем в четвертом квартале 2015 года). В Санкт-Петербурге средняя цена составила 3,5 млн, в Самаре — 3,4 млн, в Уфе и Ростове-на-Дону — 3,3 млн руб. Наиболее доступные предложения — в Воронеже и Челябинске (по 1,9 млн руб.). В некоторых регионах цены колебались значительно выше средних показателей. В Уфе по итогам года цена поднялась на 41,4%. В Воронеже, напротив, средняя цена упала на 35,5%, до 1,8 млн руб.

«Чаще всего готовые небольшие предприятия покупают наемные сотрудники, скопившие необходимую сумму денег и желающие попробовать себя на предпринимательской ниве вместо скучной работы или создать «запасной аэродром». Зарплаты стоят на месте, расходы ежемесячно растут, и отложить необходимую сумму на покупку просто не удается», — сообщил Полишкис.

Вторая часть аудитории, по его словам, продавала консервативные инструменты сохранения капитала (например, недвижимость) и вкладывала эти средства в предприятия, сулящие большую выгоду. Но и для таких игроков сейчас ситуация невыгодна.

«Продавать в кризис всегда невыгодно (цены на недвижимость и прочие активы сильно упали), ставки по вкладам достаточно высоки, а готовый бизнес в кризисной ситуации сулит большие риски, нежели прибыли», — описывает картину Полишкис.

Новости и материалы
В Польше допустили применение одной статьи договора о НАТО из-за инцидента с БПЛА
Названа сумма, которую теряют россияне из-за отмены туров в Непал
Лепс восхитил 19-летнюю возлюбленную роскошным подарком: «Самый лучший муж»
МИД России считает израильский удар по Катару нарушением международного права
Белоруссия предупредила Польшу и Литву о подлете к границе дронов и сбила часть
«Претензий у меня нет»: пострадавший в драке со Смоловым об уголовном деле
Фатальное ДТП в Воронежской области попало на видео от первого лица
Губернатор Самарской области Федорищев закрыл Telegram-канал
Зейналова пожаловалась, что особенная дочь начала прогуливать колледж: «Я в ауте»
«Проникает и в сознание, и в сердце»: Долина оценила шансы Shaman на победу в «Интервидении»
Адвокат раскрыл, как Смолов может заплатить 20 тысяч и избежать судимости за драку
Звезда «Ералаша» о ранних браках: «Супер за»
В аэропорту Кольцово задержали пьяного пассажира, устроившего разборки при посадке
Фон дер Ляйен посетовала, что картины саммита на Аляске было «трудно переварить»
Пара подала на развод, не договорившись по поводу имени новорожденного ребенка
Российских школьников научат распознавать дипфейки
Работники общежития при школе изнасиловали младшеклассницу
Названы места в Свердловской области, где может скрываться второй беглый террорист
Все новости