На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Вперед слогами

«Слово выносят вперед слогами», — написал в одном из своих стихотворений русский-советский-израильский поэт Михаил Генделев. Его не стало в 2009 году. Важнее смерти в жизни человека нет ничего. Так уж вышло, что

уходящий год забрал от нас нескольких человек, сохранивших российскую культуру от официальной советской — за рубежами России и отчасти внутри нее.

А заодно дал нам повод убедиться, что и сама советская культура, даже в своих андерграундных проявлениях, разделила судьбу Советского Союза. Она умерла и теперь будет жить как история.

Когда по скверной газетной традиции мы стали составлять мартиролог уходящего года для итогового номера, список потерь оказался не просто убийственно широким, но и «тематическим». Умерли сразу четыре ключевые фигуры «советской американской» культуры — Василий Аксенов, Лев Лосев, Петр Вайль и Вагрич Бахчанян. При том что Вайль последние годы жил и работал в Праге, а не в Штатах. После Набокова — единоличного представителя культуры русской Америки в первой половине ХХ века — во второй его половине появилась настоящая советская культурная Америка, целый континент с диаметрально противоположными эстетически, но одинаково не прижившимися на Родине фигурами. На одном полюсе был Солженицын (он, собственно, и был этим полюсом), на другом оказались такие разные по отношениям с официальной советской действительностью люди, как Бродский, Довлатов, Аксенов, Лосев, Бахчанян, Вайль с Генисом.

Визитной карточкой Солженицына стал «Архипелаг ГУЛАГ» — литературный приговор сталинизму. Визитной карточкой второго американского полюса советских литературных эмигрантов — знаменитая шутка художника Бахчаняна: «Архипелаг Good Luck».

Довлатов умер накануне распада СССР. Бродский «не пришел умирать» на Васильевский остров — он стал первым, пожалуй, великим космополитическим русским поэтом после никогда не выезжавшего за границу Пушкина. И к моменту смерти в 1996 году уже явно не был частью советской культуры, разве только ее честью. Вайль с Генисом, как и Довлатов, вообще создали особый тип советской литературы — она изначально не была ни советской, ни антисоветской, хотя основывалась на советской культурной подкладке. Внутри России нечто похожее по интонации и способу освоения советского культурного контекста в другом формате и уже в постсоветские годы делали Леонид Парфенов и его соавторы по телециклу «Намедни».

Но так уж устроен мир, что смысл нашего пребывания на Земле проясняет только смерть. Вот и вышло, что Солженицын при всех спорах о степени его собственно литературного таланта и бесспорном масштабе личности оказался, прежде всего, обличителем преступной власти. Бродский с Довлатовым — провозвестники нового, транснационального существования русской культуры (при том что Бродский, как и Набоков, вообще много писал по-английски). Аксенов оказался летописцем определенных отрезков советской истории — в этом смысле его последний роман «Таинственная страсть» о шестидесятниках, о себе и своих друзьях, может оказаться главной, «судьбообразующей», аксеновской книгой. Лосев вряд ли сознательно, но наследовал великой русской литературной эмиграции первой волны — Бунину, Ходасевичу, Георгию Иванову, Гиппиус-Мережковским. То есть прожил жизнь литератора, протянувшего связующие нити культуры между досоветской и постсоветской Россией, будто и не было никакого СССР. У Вайля вместе с Генисом (дай Бог ему долгих лет здоровья и творческой активности) получилось отчасти стать исследователями советской культуры, отчасти писателями, заполнявшими тот разлом в культурной истории России, который сознательно создал советский режим.

Прямую связь уловить непросто, тем не менее я думаю, что она есть: эти ушедшие от нас достойные во всех смыслах художники (а литература дает уникальную возможность проговорить то, что не в состоянии так проговорить про себя и окружающий мир обычные люди) знаменуют окончание советской культуры и империи в самой России. Больше нет политической, географической, культурной разницы, где человек сочиняет стихи или прозу по-русски — в Нью-Йорке, Владимире, Праге или Токио.

Мы еще долго можем воспроизводить в стихах, рассказах или картинах советскую символику или советскую историю, но она уже никогда не станет современностью, бытом, воздухом.

Слово выносят вперед слогами, но оно не умирает насовсем. Умирает реальность, с которым это слово было связано. А потом время проверяет масштаб сказанного и написанного одним простым и безошибочным способом: если это сказано или написано про то, что не меняется в самих людях, слово находит отзвук в новых поколениях, воскресает снова и снова.

Василий Аксенов, Лев Лосев, Петр Вайль, Михаил Генделев, ушедшие от нас в 2009 году дети советской империи, сказали свое слово о мире и себе в нем. Еще живы и активно работают многие советские по сути и происхождению писатели и поэты. Советскую историю еще продолжают настойчиво использовать как политическую соковыжималку для получения капель смысла сегодняшней России наши правители. Но империя кончилась. Писать о ней можно только в прошедшем времени, а делать ее временем настоящим значит делать искусственное дыхание даже не трупу, а уже скелету. Потому что государство, как человек, после смерти не живет. Живет, да и то не бесконечно, только память.

Новости и материалы
Юрист объяснила, какие обстоятельства помогут увеличить пенсию
Еще одна страна стала членом АСЕАН
Доцент назвала возраст, когда человек начинает стареть
Малайзия проведет масштабную операцию для охраны Трампа на саммите АСЕАН
Ракета-носитель с новым грузовым кораблем для МКС стартовала в Японии
Военный эксперт заявил об увеличении серой зоны на участке Песчаное — Глушковка
Российский военный рассказал, как боец ВСУ попал в плен после возвращения в блиндаж
В Хабаровске рядом со зданием мэрии произошла смертельная авария
Военный эксперт считает, что ВСУ не разрешат использовать Tomahawk самостоятельно
Историк назвал два условия для отказа Японии от помощи Украине
«Ашан» зарегистрировал в России новый товарный знак
В США предупредили о трудностях с отоплением зимой на Украине
В Госдуме рассказали о субсидии на жилье для ряда россиян, доступной раз в жизни
Трамп рассказал, когда Таиланд и Камбоджа подпишут мирный договор
В деле об ограблении Лувра участвуют более ста следователей
В ОП предупредили о штрафах для компаний за запрет выезда за границу сотрудникам
Рогов заявил о ликвидации американского наемника в зоне боевых действий
Чемпионский бой UFC между Аспиналлом и Ганом признан несостоявшимся
Все новости