На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Рейтинг без надежды и альтернативы

Президент Путин утратил качество «президента надежд» и все более является в мнении россиян представителем интересов правящего чиновно-олигархического класса.

Социологическая служба «Левада-центр» опубликовала очередной обзор социально-политической ситуации в России в апреле, который был подготовлен на основе опроса «Курьер», проведенного в период с 15 по 18 апреля среди 1600 человек. По мнению авторов обзора, устойчиво высокий общий уровень одобрения деятельности президента — 66%, который остается неизменным уже довольно долго, оказывается своеобразной ширмой, закрывающий процесс эрозии массовой поддержки.

Так, с одной стороны, в ответах на вопрос о том, чьи интересы выражает Путин, по-прежнему самая большая доля (38%) тех, кто считает, что он действует в интересах разного рода силовиков: спецслужб, армии, МВД. В то же время по сравнению с сентябрем 2004 года с 18 до 26% выросло число тех, кто считает Путина выразителем интересов олигархов, банкиров, крупных предпринимателей. Кампания против ЮКОСа, таким образом, не была воспринята как поход против олигархов, а скорее как локальная властная разборка. С другой стороны, на укрепление олигархического имиджа власти, конечно, работала и монетизация льгот, затронувшая интересы самых бедных на фоне льющегося на Россию дождя нефтедолларов. На те же 8% выросло число тех, кто видит в Путине защитника директорского корпуса (20%), то есть олигархов от бюрократии. В целом если в сентябре 2000 года 39% видели в Путине выразителя интересов силовиков, 19% — «семьи», 19% — среднего класса, 18% — простых людей, а 16% — олигархов, то сейчас первая пятерка позиций выглядит так: 38% — силовиков, 26% — олигархов, 23% — госчиновников, 22% — среднего класса, 20% — директорского корпуса. Иными словами, сегодня президент вполне определенно воспринимается как представитель правящего олигархическо-бюрократического класса.

Поскольку акция в отношении ЮКОСа была представлена как борьба государства против преступного получения собственности, то утрата доверия к справедливости экспроприации может обернуться кризисом легитимности. Положение усугубляется тем, что, по данным того же обзора, высказываемое одобрение деятельности президента все больше базируется на представлении о его безальтернативности. Авторы опроса приводят варианты суждений людей, которым «больше не на кого надеяться».

Безальтернативным Путина делает устоявшийся набор надоевших зиц-кандидатов, но возможно, что при предъявлении новой политической альтернативы и понятной политической программы поддержка нынешнего президента не будет такой очевидной. При постановке вопроса «За кого бы вы голосовали, если бы президентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье?» и включении в список кандидатов Путина президент получает 29,6%. Его ближайший соперник из списка Жириновский — 4%. Однако между ними располагается еще одна позиция: 27% отвечают, что не знают, за кого голосовать (плюс 13% не стали бы голосовать, а 6% голосовали бы против всех). Если в списке для голосования нет нынешнего президента, то первое место получает «против всех» с 20%, а на втором с 10% находится московский мэр Юрий Лужков.

Все это демонстрирует наличие значительного потенциала у кандидата, который способен был бы выступить в качестве «альтернативы».

Путин воспринимается скорее как безальтернативный кандидат, нежели как безусловный авторитет, а это, в свою очередь, заставляет предположить, что его возможности по продвижению своего преемника также не безграничны.

Результаты опроса показывает значительный рост скрытого разочарования в отношении президента, который утрачивает свое качество «президента надежд». На вопрос, согласны ли вы с мнением о том, что люди устали ждать от Путина изменений к лучшему, все чаще отвечают, что согласны. Сумма голосов тех, кто скорее согласен и определенно согласен с этим утверждением, составила 63%, а тех, кто не согласен, — 33%. Год назад соотношение было заметно другим. 55% согласных против 37% несогласных. Спад интереса к фигуре президента проявился и в том, что, несмотря на абсолютное доминирование в телеэфире, в апреле Путин уступил место первого ньюсмейкера Жириновскому: высказывания последнего запомнились 28% россиян, в то время как путинские — 26%.

Примечательно, что, хотя люди сейчас не видят альтернативы действующему президенту, они не считают, что это повод действовать так, как будто реального выбора нет. То есть идти на манипуляции с Конституцией или изменение реальной структуры управления страной для того, чтобы нынешний президент мог сохранить власть. Только 11% поддерживают изменение Конституции для решения проблемы третьего срока (при другой формулировке вопроса число сторонников поправки может доходить, впрочем, до 31%). 60% опрошенных настаивают на необходимости проводить честные выборы, к этим же 60% можно добавить и 18% голосов тех, кто считает, что президент должен, как Ельцин в 1999 году, назначить преемника, но скорее поддерживают соблюдение формальной процедуры. Также 57% против того, чтобы Путин сохранил фактическую власть, заняв другой пост.

Таким образом, по всей видимости, в 2007–2008 годах президент, скорее всего, не будет пользоваться безусловной массовой поддержкой россиян.

Попытка сохранить тем или иным образом за ним пост внесет сомнение и раскол в общество. И даже его слово в определении преемника вряд ли приведет к автоматической передаче мандата доверия.

<1>В такой ситуации особенное значение приобретает парламент. Вместе с тем если выборы будут проводиться по новому закону, где порог прохождения составляет 7%, то на сегодняшний день, по данным социологов, в Думу имеют шанс попасть лишь три партии: ЛДПР — 11% голосов, КПРФ — 16% и «Единая Россия» — 43%. Такой парламент вряд ли будет в глазах населения обладать достаточным авторитетом.

Сменившая модель массовой поддержки «президента надежд» новая модель «безальтернативного лидера» позволяет удерживать показатели президентского рейтинга на успокоительном и достаточно высоком уровне. Однако опасна тем, что в случае кризиса такая поддержка способна стремительно снижаться.

Как показал кризис монетизации этой зимой, ответственность за социально-экономическую ситуацию возложена населением на президента, и ее ухудшение непосредственно сказывается на президентском рейтинге. В то же время политический вес и авторитет других властных институтов снижается, что придает ситуации еще большую неустойчивость к возможным кризисам.

Новости и материалы
Рудковская обратилась к фигуристке Костылевой
В Польше рассказали о влиянии ФСБ на Службу контрразведки
Аэропорт Геленджика ограничил прием и отправку рейсов
Жители Орла слышат громкие звуки на фоне опасности атаки БПЛА
В Севастополе военные отражают атаку ВСУ
Евгений Миронов сделал редкое заявление о сыне
Зеленский встретится с представителями Трампа и «европейскими друзьями»
Мерц допустил возвращение воинской повинности в Германии
Звезда КВН Картункова поделилась планами на Новый год
Лыжник Коростелев рассказал об атмосфере на Кубке мира
Жителей Кубани предупредили об угрозе падения БПЛА
Силовики начали выпускать гостей вечеринки moloko plus из бара
Белоусов вручил звезду Героя России оператору FPV-дрона с позывным «Филин»
Россия установила исторический рекорд по золотым медалям на чемпионате мира по боксу
В Европе предрекли скорое освобождение Одессы российскими военными
Коростелев о 52-м месте на Кубке мира: я не спринтер
В Киеве зрители остались без света на концерте Макса Барских
Белоруссия готова экспортировать удобрения, используя любые порты
Все новости
Госплан, дефицит и пятилетки: как работала плановая экономика и можно ли к ней вернуться
Теперь вы знаете