На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Полиция с ментовским оскалом

Полиции как сервиса по безопасности граждан пока не получается

Закон о полиции описывает полицейского как партнера человека и гражданина. Однако при сохранении системы управления МВД, старых полномочий и палочной системы оценки работы правоохранителей партнерство едва ли возможно.

Зачем принимать закон, если он несовершенен? Вопрос, который хочется задать президенту. Первого февраля, встречаясь с членами Совета по правам человека, в ответ на критику законопроекта «О полиции» глава государства признал, что тот, конечно, несовершенен и поправки неизбежны. Через шесть дней президент это «несовершенство» подписал. Может быть, причина в том, что, по признанию самого Дмитрия Медведева, закон «долгожданный» и ожидание стало уже совсем нестерпимым?

Логика здравого смысла неуместна, когда речь идет о работе наших основных политических институтов. Государственная дума, Совет федерации принимают драфты, которые потом доводятся до состояния работающих законов. Деятельность по законотворчеству перемещается из официального поля в зону политических игр, закрытых дискуссий, аппаратной работы. Так проще и эффективнее — и, что немаловажно, выведено из-под общественного контроля.

Означает ли это, что принятый закон – «болванка» и впереди основная работа по превращению ее в инструмент реформы и реальное руководство для практики полицейских?

Может быть. Но только с принятием закона общественное участие закрыто — наступает время экспертов и лоббистов, где многие будут работать в собственных интересах, по большей части непубличных.

Тут важно именно вот это «по большей части». Разумеется, возможности для дискуссии не исчезают вовсе. Другой вопрос, как она будет организована, возникнут ли какие-то реальные публичные площадки. Ведь в конечном итоге интерес представляет не только сам закон, а собственно реформа. Чуть больше года назад президент объявил реформу МВД, но ее концепция до сих пор не представлена публике, и по большому счету пока она исчерпалась принятием полузрелого закона «О полиции».

Конечно, закон ключевой, да и неприлично в эру объявленной модернизации работать по закону советского времени. Но многие принципы нового закона станут профессиональными стандартами деятельности только тогда, когда новая полиция будет логично вписана в систему остальных правоохранительных органов и государственных служб.

Все помнят, что последним толчком, давшим старт реформе, стали шокирующие события: немой документальный фильм «Внезапный расстрел покупателей супермаркета милиционером» показали по всей стране. В какой степени принятый закон как результат экстренной реформы может обезопасить граждан от повторения подобных «фильмов» – вопрос риторический, да и нелогичный.

В общем-то если цель была прекратить эксцессы, то мощностей старой милиции вкупе с прокурорским надзором и следственным контролем (при наличии воли и желания их применять) было бы достаточно.

Если же взялись за милицию и хотели ее реформировать, то, наверное, следует обстоятельно создавать современную службу, обдумывать и принимать реформаторские решения, а не в спешке обновлять старый закон.

Но даже и этот закон не заработает сразу. В него отдельными статьями включили нормы, которые ранее были в подзаконных актах. Но все равно остается большой объем приказов и инструкций, которыми до сих пор регламентируется работа подразделений милиции на местах. В эти акты тоже нужно вносить изменения, соответствующие принятому закону «О полиции». А пока этого не произошло, применяются нормативные акты в имеющейся редакции. Ситуация может затянуться, учитывая, как говорят правоведы, нестабильное законодательство в нашей стране: менять, править, приводить в соответствие можно чуть ли не до бесконечности.

Кроме корректировки действующих сейчас инструкций и приказов есть задача разработать и принять совсем новые нормативные акты. Ключевой из них – указ президента о том, как будет организована полиция. В старой редакции устройство милиции было включено в корпус самого закона – теперь это переменная величина. Указы можно принимать по мере необходимости: сейчас будет принят один, потом другой. Интересная конструкция, учитывая, что права и обязанности полиции жестко зафиксированы новым законом и изменить их можно только, если корректировать его по соответствующей процедуре внесения изменений в федеральное законодательство.

Получается, что закрепленная компетенция полиции инварианта, а вот как этой компетенцией распорядиться на практике, в каких организационных условиях она будет реализовываться – есть место для маневра. Отсутствие логики обескураживает и здесь:

если закреплять полномочия, то закреплять нужно и оптимальную для этих полномочий структуру управления и организации полиции.

Немного обнадеживает, что этот ключевой нормативный акт разрабатывается президентом, а не МВД. Милицейское ведомство в течение года занималось разработкой законопроекта в фактически закрытом режиме. Как только работа над законопроектом переместилась в администрацию президента, возможностей по общественному контролю появилось больше. Поправки, которые предлагали разные неправительственные организации, в том числе и рабочая группа правозащитных организаций по реформе МВД, частично были учтены именно на этом этапе.

Уверенно сейчас говорить можно о том, что система управления в МВД и полиции сохраняется прежней — строгая армейская иерархия. «Отличный» выбор, особенно если внимательно посмотреть новый закон в его первой, основной части — там, где принципы.

Закон пытается создать новую идеологию – полиция как сервис по безопасности для граждан, но делает это неуклюже и неубедительно.

В своей «принципиальной» части закон пытается закрепить то, что с недавнего времени на языке официальных лиц звучит как «партнерская модель» между полицией и гражданами. Идея такая: мы, полиция, работаем для граждан, мы вежливы и предупредительны, мы прислушиваемся к мнению граждан и полагаем его значимым для учета в своей работе. И ровно тут – повисшая пауза, вместо которой надо было бы добавить, что партнерская модель логична и возможна тогда, когда полиция на местах автономна, завязана на территорию, где работает.

Поэтому интересно, с какой степенью серьезности власти ожидают, что партнерская модель воплотится на практике, если в том же законе прямо и окончательно утверждается: полиция – централизованная структура, которая возглавляется министром. А это значит, что решения принимаются не на местах, а там, где министр, и приоритеты учитываются не граждан, а власти, которая будет непрерывно занята тем, чтобы добиться управляемости и прозрачности. Поэтому думается, что указ президента ничего принципиально нового не добавит – все будет отформатировано жесткой лесенкой вертикали.

Необходима другая система управления, которая изменяет центры принятия решений, определения приоритетов, создает технологии сбора информации, контроля над эффективностью полиции, вынесения оценки, корректировки практик работы в зависимости от приоритетов и реального положения дел. Только создав современную модель управления качеством работы полиции, можно всерьез рассчитывать, что милиция преобразится в полицию и наступит новая правоохранительная реальность. Где нет места для гонки показателей для вышестоящего начальства и, как следствие, произвольных задержаний, пыток ради наспех раскрытого дела, фальсификации преступлений, коррупции и прочих вещей, работающих на имитацию эффективной работы полиции. Что возникнет полиция, которая несет ответственность перед гражданами и перед своими же сотрудниками, автономна в решении о том, что требуется делать в конкретном месте и в конкретное время, — то есть все то, что и требуется от современной полицейской службы.

Всего этого в новом законе нет. Мы пока получили полицию со старым полномочиями, вписанную в консервативную систему управления и палочную систему оценки (требование учитывать общественное мнение в официальной оценке тут становится изящной бесполезной деталью), но которая каким-то образом должна соответствовать новой идеологии и выстраивать партнерство с гражданами. Это как в старом анекдоте: «Вы что умеете?» — «Могу копать, могу не копать». – «А лестницу можете построить?» — «Могу: две недели копать надо».

Автор – социолог фонда «Общественный вердикт».

Новости и материалы
Украинских солдат отправили в Северск, не сообщив о присутствии там бойцов ВС РФ
Российский боец раскрыл подробности о штурме Красноармейска
Итальянский профессор назвал возможные сроки завершения военного конфликта на Украине
Пациентка обвинила звездного хирурга в том, что он изуродовал ей нос
Поезд и локомотив столкнулись на железнодорожной станции в Пензенской области
СМИ опубликовали фото последствий шторма на Юге России
В Астрахани во время дорожного конфликта был избит тренер «Динамо» Георгий Заикин
Лукашенко продолжил переговоры со спецпосланником США Коулом
Губерниев назвал Карпина разочарованием года
ЗАЭС отработала отключение от внешней сети
Власти уточнили правила техсбора на электронную продукцию с 2026 года
Лукашенко утвердил изменения в законы о военной безопасности Белоруссии
В Госдуме РФ высказались об ударе по турецкому грузовому судну в Одессе
Названы 10 самых надежных автомобилей Mercedes-Benz
Названа стоимость бутылки вина от Макаревича
На фестивале «Comic Con Игромир» дали поиграть в российскую игру «Киберслав»
ВС России нанесли удары по связанной с ВСУ портовой инфраструктуре
Мужчина 25 дней держал школьницу в плену и насиловал
Все новости