На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Альянс врагов

Почему Россия и НАТО не могут жить друг без друга

Второе в этом году — первое было в апреле — заседание Совета Россия — НАТО после двухлетнего перерыва, вызванного «крымской кампанией» и дальнейшей войной на Украине, важно не конкретными итогами, а самим фактом проведения. Оставаясь публичными противниками, даже можно сказать врагами, но не доводя дело до «горячей войны», Россия и НАТО невольно помогают друг другу определить базовые политические координаты — «от противного».

По российской версии, главной темой совета должно стать обсуждение решения прошедшего саммита НАТО в Варшаве 8–9 июля «о дальнейшем наращивании натовского военного присутствия на «восточном фланге» альянса и его последствий для европейской безопасности».

Действительно, на саммите принято решение о размещении в Восточной Европе и Черноморском регионе дополнительных сил НАТО.

В следующем году по одному батальону численностью 1000 человек будет расквартировано в Польше и странах Балтии.

В связи, как отмечается в тексте итоговой декларации, с «усилением военной активности» России, которая «бросает вызов региональной безопасности».

Как заявила в интервью «Шпигелю» президент Литвы Даля Грибаускайте, оценивая итоги варшавского саммита: «Путина мы совершенно не боимся. Можно даже сказать, что он оказал нам большую услугу — вернул НАТО к пониманию того, что мы — военный союз».

Конечно, вряд ли появление новых 4000 военных НАТО в этом регионе означает приготовления к наступательной операции, скорее защиту от возможного появления здесь «вежливых людей» или «заблудившихся отпускников». Никогда ни один представитель альянса не говорил о возможности войны с Россией. Скорее речь идет о военно-политических жестах, которые вообще играют важную роль в отношениях России и НАТО. В эту же логику «неприличных жестов» вписываются участившиеся инциденты с кораблями и самолетами России и США, которые все чаще стали оказываться в опасной близости друг от друга — совсем как в советские времена. При этом

ни с одной страной — членом НАТО со времени существования альянса ни СССР, ни Россия пока не воевали.

Официальный представитель МИДа Мария Захарова накануне совета заявила: «Первичный анализ итогов встречи (саммита в Варшаве) показывает, что НАТО продолжает существовать в некоем военно-политическом зазеркалье». На самом деле Россия и НАТО являются друг для друга не столько военно-политическим зазеркальем, сколько зеркалом. Причем

каждый видит в этом зеркале не себя, а отражение врага.

Задолго до вставания с колен, еще в 90-е годы, когда наша внешняя политика казалась прозападной, а Запад еще надеялся на демократические реформы в постсоветской России, «угроза расширения НАТО на восток» была постоянным тезисом вполне умеренной — по сравнению с нынешней — антизападной ельцинской пропаганды. Именно в 90-е возник тезис, повторяемый и нынешней российской пропагандой, что НАТО обещало России не расширяться на восток. Согласно многочисленным свидетельствам очевидцев, тема эта обсуждалась Россией и США на самом высоком уровне, а Ельцин просил НАТО не расширяться на восток в письме на имя Билла Клинтона в 1993 году. Однако никаких формализованных договоренностей на сей счет не существует.

Ни одна из бывших советских республик, кроме давно находящихся в альянсе стран Балтии, в НАТО в обозримом будущем вступить не сможет.

При этом Россия крайне болезненно реагирует на прием в НАТО даже таких стран, как Черногория.

Одним из официальных предлогов операции «Крым наш» была угроза вступления Украины в НАТО и появления в Крыму натовской военной базы. Хотя большинство жителей Украины вступление в НАТО никогда не поддерживали.

Тем не менее в НАТО по уставу организации не принимают государства, у которых есть неурегулированные территориальные конфликты. Теперь, благодаря Крыму и «народным республикам» Донбасса, на Украине такие конфликты есть, а значит, нет даже теоретических шансов вступить в альянс. Точно так же у Грузии из-за Абхазии и Южной Осетии, которые мир считает частью этой страны, нет даже формальных шансов вступить в НАТО, хотя грузины стремятся туда более 10 лет.

НАТО, в свою очередь, с радостью истолковало события на Украине как попытки России возродить империю.

Бывшие советские прибалтийские республики, являющиеся членами альянса, а также в значительной мере бывшие страны соцлагеря (Польша и Чехия) «после Украины» начали настаивать на расширении военного присутствия НАТО на своей территории для «защиты от российской агрессии». В свою очередь, увеличение военного присутствия НАТО у наших границ дает России основания продолжать говорить о нарастающей угрозе альянса для нашей национальной безопасности.

При всех взаимных обвинениях Россия и НАТО прекрасно дополняют друг друга. Создают своеобразную гармонию конфронтации и взаимных «пугалок».

«Угроза НАТО», увеличение военных контингентов альянса у российских границ — одно из главных объяснений всей нашей внешней политики и возможность не сокращать военный бюджет даже в кризис. «Угроза России» — важнейший смысл существования испытавшего глубокий кризис идентичности после распада СССР Североатлантического альянса.

Поднявшись с колен, Россия тем самым подняла за собой и НАТО.

Этот замкнутый круг взаимных обвинений по-своему устраивает обе стороны, пока нет «горячей войны». Поэтому в НАТО с откровенным облегчением восприняли примирение России со страной — членом альянса Турцией: к прямым военным столкновениям все-таки, к счастью, пока морально никто не готов.

При этом диалог и формальное взаимодействие между РФ и НАТО все равно сохраняются. В том числе на уровне Совета Россия — НАТО, созданного в мае 2002 года в качестве реакции на необходимость совместной борьбы с терроризмом после террористической атаки на США «9/11». Сохраняются и последние островки реального взаимодействия — транзит грузов НАТО в Афганистан через российскую территорию.

Хотя в России и раздаются голоса, что «никакого диалога с НАТО нет», что заседание Совета Россия — НАТО бессмысленно, — это не так. Даже подобие диалога важно для предотвращения «горячей войны». Уж лучше беспрерывно ругаться, чем обмениваться бомбометаниями.

Новости и материалы
В Польше на поиски обломков БПЛА направили более 10 тыс. полицейских
Родченков раскрыл, кто скрывал допинговые нарушения ведущих спортсменов
Американский политик поделился кадрами, где ракета якобы отскакивает от НЛО
Неизвестный открыл огонь по трамваю с пассажирами в Калининграде
Xiaomi представила дешевый игровой монитор с высоким разрешением
НАТО применило статью 4 после инцидента с дронами в Польше
В Госдуме предложили признать бедными россиян с зарплатой меньше 43 тысяч рублей
Более 80 нелегалов выявлено в московском хостеле при рейде после гибели футболиста
Протестующие в Париже потребовали отставки Макрона и эшафота для главы МВД
Пассажир спрыгнул с круизного лайнера, чтобы избежать долга за азартные игры
Президент Казахстана приедет в Россию с государственным визитом
СМИ: Зеленскому придется думать о своей безопасности после публикации компромата
Поход в лес для двух сборщиков растений закончился уголовным преследованием
Аллигатор схватил двухлетнего ребенка около озера в Диснейленде
Ученая объяснила причины обновления исторического максимума золота
Путин высказался о помощи участникам СВО и их семьям
Появились подробности об агенте ГУР Украины, задержанном в Крыму
В Подмосковье в результате пожара склад оказался на грани полного разрушения
Все новости