На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Ну и Бог с вами!

Храм мученицы Татианы при Московском государственном университете. Веселая яркая женщина в платке, цветной кофте, длинной юбке с разрезом и туфлях, называемых в России «лабутены», протирает иконы. Она брызгает на закрывающие иконы стекла из пульверизатора, особенно тщательно протирая места напротив ликов и рук. Когда она, наводя чистоту, садится на корточки, немногочисленные прихожане мужского пола — служба недавно кончилась — смущенно отводят глаза.

Туристка из провинции без платка на голове решительно заходит на похожее на сцену возвышение перед алтарем — после акции Pussy Riot даже далекие от церкви люди знают, что это солея и несанкционированное нахождение на ней карается «двушечкой». Но туристка, похоже, не знает о знаменитой арт-группе и деловито начинает целовать изображенных на алтаре святых прямо в их лики. Яркая уборщица незлобиво сгоняет туристку с солеи, и та начинает оправдываться: «Тут же не огорожено!»

Московская интеллигентная семья опоздала на службу — ярко одетые отец и старший десятилетний сын, нарочито невзрачно, но стильно одетая мама, средняя дочка, копирующая мамин стиль, и младшая вся в розовом дочь. Пока мама со средней дочерью сосредоточенно смотрят на одну из икон, а отец тихо и иронично рассказывает что-то сыну, младшая дочь носится по храму — она разгоняется из дальнего угла и врезается в отца, уверенная в его устойчивости. Семья выходит из храма, мама привычно крестится, а средняя дочь вдруг выдает: «Ай лайк ту мув ит мув ит!» — Дух, как известно, дышит где хочет.

В зале перед входом в церковь общаются прихожане — московская интеллигентная болтливость, разнообразие одежд и причесок, шумные балованные дети. Эти люди все прекрасно понимают про свою страну. Они знают все про отношения Русской православной церкви с советским и нынешним государством, про дорогие автомобили высших церковников, про околоцерковный бизнес, про интриги в церковной властной вертикали.

Но им нужна эта церковь — они здесь свои, они здесь дома.

Уроженец маленького украинского городка рассказывает маме по скайпу, как в московском храме Святого Людовика Французского снова получил благословение епископа: «Когда священнослужители выходят после службы, к ним подваливают знакомые. И епископ оказывается один — пару минут к нему все стесняются подойти. А я подхожу и прошу благословения!» Он живет в Москве, очень чисто говорит по-русски, не раздражается, когда произносят «на Украине», но сам всегда использует «в». Понять, кто он, невозможно: русский, украинец, человек без Родины? Нет, он католик. Он все знает о католической церкви — о ее противоречивой истории, о педофильских скандалах, о внутрицерковных интригах. Он год назад ушел из общины московского Римско-католического Кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Ему не нравилось деление общины на заслуженных и новичков, на близких к священникам и подчиненных. Он удивлен, что многие согласны терпеть такие порядки ради различных благ — прежде всего, ради паломнических поездок в Италию и Польшу.

Рост значения религии в современной жизни — особенно в жизни молодых и образованных людей — требует тщательного изучения хотя бы потому, что противоречит простой логике: образование учит ничего не принимать на веру, а повышенная информированность воспитывает циничное отношение к несправедливости мира, где нет места Богу. Однако храмы и молельные дома заполнены прихожанами, и среди них все больше молодых и образованных.

Если в последние 20 лет советской власти интеллигенция шла в церковь из соображений стилистического протеста, если в 1990-е годы религиозность стала для одних модой, а для других способом заполнить идеологический вакуум, вызванный крушением веры в коммунистический рай на земле, то интерес нынешних молодых и образованных людей к религии объяснить сложнее.

Что же ищут наши современники в религии?

Сотрудники Левада-центра попытались сравнить нынешнюю российскую религиозность и отношение к религии американцев — одной из самых религиозных наций.

Оказалось, что чаще всего молитву наши сограждане считают способом попросить помощи у Бога, а для американцев, которых весь мир считает меркантильными, молитва — это скорее возможность поблагодарить Бога и получить от него наставления.

Если российским гражданам вера нужна для обретения смысла и цели в жизни, то американцам важнее установить личные, фактически партнерские отношения с Богом, предполагающие взаимную ответственность.

Обвинять наших сограждан в излишнем эгоизме не стоит — при общении с вездесущим государством они слишком часто ощущают себя незащищенными, и им хочется получить помощь от того, кто сильнее всех царей и президентов. При этом выбор религии, конфессии, общины, священника современный человек делает все более осмысленно. Например, ряд экспертов отмечают, что количество членов протестантских общин растет в России быстрее, чем приверженцев любой другой религии. Правда, о единой конфессии здесь говорить нельзя — под протестантами исследователи понимают всех верующих, принадлежащих к христианским неправославным и некатолическим течениям. Точных количественных данных, увы, нет — оценки отличаются в разы.

Описать картину популярности религий в различных регионах страны еще труднее, но можно использовать статистику Министерства юстиции о зарегистрированных религиозных объединениях. Оказывается, что наибольшее в процентном соотношении число протестантских объединений наблюдается в Сибири и особенно на Дальнем Востоке — там, где люди привыкли жить во всех смыслах максимально далеко от федерального центра.

Российские граждане, называющие себя православными, в среднем гораздо реже ходят в церковь, чем те, кто считает себя протестантами. Как писал Тютчев, «Я лютеран люблю богослуженье, Обряд их строгий, важный и простой — Сих голых стен, сей храмины пустой. Понятно мне высокое ученье». И наши современники ищут простоты, утешения и реальной взаимопомощи — не на небе, а здесь, на земле, не в иммиграции, а здесь, в родной стране. Может быть, и поэтому некоторые исследователи считают, что среди протестантов меньше безработных — действительно, один мой знакомый петербургский протестант смог найти работу с помощью своей общины, а другому состоятельная протестантская семья оплатила год учебы в институте.

Судя по всему, большинство российских граждан не определились, какой должна быть их религия. Например, Рождество, празднуемое 25 декабря и называемое у нас католическим, сейчас представляется более популярным, особенно у молодых людей, чем Рождество православное — если, конечно, корректно использовать слово «популярно» по отношению к Рождеству. Скорее всего, это результат глобального маркетинга рождественских распродаж и Голливуда. Но Пасха в России ощущается сильнее именно в православном варианте.

Одна из причин роста значимости религиозных дат в жизни даже далеких от церкви людей в том, что бесспорных общенациональных праздников в нашей жизни крайне мало.

Сейчас Рождество и Пасха становятся именно такими праздниками — и для верующих, и для атеистов, и для людей с советским опытом, и тех, кто СССР воспринимает как далекую историю. Именно Рождество заканчивает 25 декабря старый год и 6 января начинает год новый. Именно Рождество и Пасха, когда все прогнозы умнейших экспертов оказываются ложными, сообщают нам будущее — вот Бог родится, вот он умрет, вот он воскреснет.

И вдруг выясняется, что даже в наше циничное время, когда все не всерьез, эти даты невозможно заполнить лишними смыслами, навязанными обществом, пребывающим не в лучшем состоянии.

В нашей жизни так много всеобщего: и госпропаганда, и госновости, достигающие тебя, даже если ты не смотришь телевизор, и мода, и масс-культура, и пресловутый глобализм, усредняющий жизнь в самых разных уголках Земли. А современная религия — это частное дело частного человека, не требующее от него повышенной социальной активности. Да и сам образ Христа принципиально понятен, пусть часто и неосознанно, современному человеку — усредненная бедность, городская окраина, вынужденное общение с маргиналами и мигрантами, попытки увернуться от жестокого государства. И надежда на то, что у тебя есть тайная миссия, что ты не зря рожден на этот свет.

Можно в увеличении роли религии в нашей жизни увидеть знаки Нового Средневековья. Но здесь можно найти знаки и реальной оппозиции давлению властей, попыток отстоять свои права, создать основу политической нации без участия в политике.

Люди хотят чувствовать себя не только безликой частью огромной страны, которую единой делают лишь телевизор и салат оливье на Новый год. Люди хотят быть полноценной частью собственного сообщества, выделяющего человека из общей массы, сообщающего что-то лично ему. Сейчас участие в делах религиозной общины — это один из немногих способов ощутить себя гражданином, чье существование здесь и сейчас имеет смысл. Поэтому современный прихожанин ждет от религии разговора с ним на языке, описывающем его ежедневную жизнь.

Русскую православную церковь часто обвиняют в неприятии реалий современной жизни. Однако стоит вспомнить РПЦ при Сталине, когда она фактически была воскрешена из мертвых на очень жестких условиях сотрудничества с жестокой властью; при Хрущеве, когда она находилась на грани закрытия; при Брежневе, когда она дряхлела вместе с советским государством; в 1990-е, когда она охотно воспринимала бандитско-коммерческий стиль, — стоит это все вспомнить и удивиться нынешнему ее состоянию.

Стоит рассмотреть на фотографии общины петербургской Спасо-Конюшенной церкви, знаменитой тем, что там был отпет Пушкин, в первом ряду прихожан на инвалидных колясках. Стоит восхититься вовлеченностью слабослышащих в службу, дублируемую с помощью жестовой речи, в храме Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла при петербургском РГПУ им. Герцена, знаменитом «герцовнике». Так неожиданно обнаружить в церкви, которую многие считают символом консервативности, даже реакционности, такие абсолютно американские или европейские знаки политкорректности!

Стоит вспомнить, как церковные бабульки в начале 1990-х шипели на пытавшихся зайти в церковь девиц в джинсах. Сейчас такое встречается крайне редко — женщине необходимо лишь накрыть волосы платком, который во многих церквях можно выбрать у входа. Церковь на деле становится все более толерантной, при этом вполне ожидаемо делая весьма резкие заявления по разным поводам. Вполне возможно, уже при нашей жизни РПЦ может принять нововведения, невозможные в других конфессиях, кажущихся сейчас более толерантными.

Например, резкий рост роли женщин в российском обществе вполне может привести к появлению в РПЦ женщин-священников — сейчас подобное представляется нереальным, но Россия, как известно, умеет быстро и неожиданно меняться.

Серьезные изменения в РПЦ вполне возможны, поскольку российский прихожанин стремительно меняется, у него формируется запрос на реальную, а не формальную духовность, он все более осознанно формулирует свои требования к религии. Знаком такого, пока еще неявного требования изменений, можно считать недавний социологический опрос, проведенный фондом «Общественное мнение»: «Какое из утверждений вы считаете правильным: «Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына» или «Святой Дух исходит только от Отца»?» Оказалось, что 69% опрошенных, считая, что «Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына», фактически согласились с одним из главных католических догматов — православный догмат заключается в том, что Святой Дух исходит только от Отца.

Ряд православных богословов увидели здесь угрозу РПЦ. Однако люди ответили так не потому, что они скрытые католики, — просто такой ответ большинству кажется наиболее логичным.

Именно логичности и простоты они ищут в религии — мир вокруг стал слишком нелогичным и сложным.

Им важно, чтобы в их жизни была вера, не отягощенная лишними смыслами и дискуссиями. Им не важны богословские тонкости, разъединяющие людей, церкви, страны, цивилизации, — им нужен Бог, один для всех и для каждого.

В этом и есть суть веры современного человека. Он пока ищет, пытается понять, какая религия ему нужна. И та церковь, та конфессия, та община, что он выберет, получат искреннего и разумного прихожанина. В конечном счете выиграет та церковь, что сможет привлечь такого человека. И ему для защиты его веры не будет нужна печально знаменитая 148-я статья УК, карающая «оскорбления религиозных чувств верующих», поскольку его веру оскорбить невозможно. Если человек верит по-настоящему, то ему безразлично, что об этом думают и говорят другие.

А если не верит, то и говорить не о чем.

Новости и материалы
Обвиняемый в убийстве Тупака Шакура назвал заказчика преступления
ВСУ использовали западные ракеты для ударов по Донецку и Макеевке
В Москве шестеро человек напали с ножом на курьера ради велосипеда
Росавиация раскрыла подробности аварийной посадки легкомоторного самолета в Подмосковье
Стало известно о последствиях украинских ударов по Макеевке
Собака лишилась голоса, но спасла своего хозяина-журналиста от покушения
Названа неожиданная опасность популярного вида чая
ВСУ применили реактивные ракеты-дроны для ударов по Донецку
«Спартак» не заметил лидера чемпионата Белоруссии
На Западе обсуждают создание «воздушного щита» на Украине
На Кубани суд обязал передать государству незаконно приватизированные земли
Президент Мексики раскритиковала рейд против мигрантов в США
Украинский беспилотник ударил по многоэтажке в Макеевке
Лифт с девушкой внутри рухнул и пролетел девять этажей в Москве
«Символ дружбы»: внук первого президента Франции заявил о желании переехать в Россию
В Польше изменятся правила для водителей с украинскими правами
Украинский офицер сравнил Зеленского с Маннергеймом
Цыганова о Крестном ходе Крида: «Бога не обманешь»
Все новости