На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Детки в месте

«Play» Рубена Остлунда в прокате

В прокат вышел новый фильм Рубена Остлунда «Игра» — провокационная социальная драма о том, чем рискует хороший ребенок в хорошей стране.

Фильм основан на вполне реальных событиях, описанных в шведской прессе: пятеро мальчиков 12–14 лет, дети мигрантов, на протяжении нескольких лет грабили своих более обеспеченных сверстников прямо в центре Гетеборга при свете дня. Преступники разыгрывали спектакль с кражей телефона вымышленного брата, а потом давили на жертв, заставляя их следовать за ними в глухие отдаленные районы города, а на «своей» территории уже со спокойной совестью обирали покорных маленьких шведов. Жертвы — три приличных ребенка (златокудрые ангелоподобные северяне и один милый азиат), гангстеры — пять оболтусов, выходцев из Северной Африки.

Вокруг них прилизанные опрятные взрослые, выразительно демонстрирующие равнодушие, протирающие в драматические моменты стекла очков и делающие вид, что ничего не слышат и ничего не видят.

Рубен Остлунд, любимец фестивалей и с недавних пор главный шведский киноисследователь разнообразных человеческих наклонностей, в своем новом фильме продолжил заниматься тем, что у него лучше всего получается, – наблюдать за людьми. В 2004-м он наблюдал за человеческими странностями, пытаясь найти им нормальное объяснение («Гитара-монголоид»), в 2008-м – за особенностями поведения в группе («Добровольно-принудительно»). В «Play» Остлунд пристально смотрит на детей.

Он выработал свой узнаваемый, пресноватый стиль съемки: камера статична и бесстрастна, как микроскоп; герои заходят в кадр и выходят из кадра.

Эта отстраненность, однако, не мешает ему делать выразительные сцены: в «Добровольно-принудительно» у героя из задницы торчит шведский флаг, в «Play» на глазах у зрителя происходит процесс испражнения.

Нынешний фильм представлял бы собой очередное упражнение на тему жестокости детей и трусости взрослых и своего рода подражание хрестоматийным «Забавным играм» Михаэля Ханеке, если бы в шведскую картину не вплелась тема миграции и столкновения двух миров в пространстве победившей толерантности. В кадре у Остлунда малолетние преступники ведут себя так, что впору не только перестать возлагать надежды на политику мультикультурализма, но и поскорее закрыть границы и выслать всех южан обратно на родину. Темнокожие дети издеваются не только над сверстниками – они пытаются отжать у неформала с дредами его наушники, пристают к прохожим, дебоширят в торговом центре, устраивают драки. Впрочем коренное население у Остлунда унижает себя не меньше, отвечая на выпады до отвращения апатично.

После сцены избиения в автобусе мужчина подходит к мальчику и заботливо протягивает визитку: «Если нужен будет свидетель, позвони мне».

В определенный момент режиссер и вовсе расправляется с главной священной коровой западной культуры — толерантностью, вкладывая в уста одному из героев: «Надо быть дураком, чтобы крутить мобильником перед компанией черных».

Впрочем, не меньшим простодушием нужно обладать, чтобы не увидеть за играми зарвавшихся темнокожих детей в «Play» остроумной провокации, притворяющейся честным высказыванием на актуальную тему. Сначала внушив зрителю нехорошие мысли по поводу мигрантов, он затем бесстрастно и объективно свидетельствует: перед нами с обеих сторон всего лишь дети. И у «плохих», и у «хороших» одна жизнь — школа, футбол, родители. Невозможно отделаться от ощущения, что в финале все герои могли бы спокойно передружиться (хотя в фильме этого, конечно, не происходит). При этом Остлунд не чурается символизма:

на протяжении всего фильма в поезде до Гетербурга едет никому не нужная детская кроватка — и выкинуть жалко, и проход загораживает. Родители не отвечают на телефонные звонки детей, кроватка все едет, а проводника никто не слушает…

В итоге «Play» оказывается хоть и затянутым, но необходимым к просмотру фильмом, который, как ни странно, подросткам стоило бы смотреть вместе с родителями. Причем не ради того чтобы увидеть «правду жизни» человека в период пубертата, а чтобы вместе задуматься об этой самой жизни и о том, какая она бывает. А вот проблемам миграции остроумный Остлунд решительно отводит то же место, что и шведскому флагу в вышеупомянутом предыдущем фильме: да, раздражает, но ничего не сделаешь, бывают проблемы и поважнее.

Новости и материалы
Венгрия задумала сформировать антиукраинский блок внутри Евросоюза
В Совфеде поддержали снижение возраста участников «Пушкинской карты» до 10–12 лет
«Всем советую»: жена Карпина призналась, что врет мужу
В Германии отвергли заявления, что Россия нападет на НАТО
Воздушный бой дронов на оптоволокне попал на видео
В Южно-Сахалинске засняли загадочную вспышку, после которой пропал свет
Собчак высмеяла Пашиняна: «Михаила Круга он включит наконец?»
США и Япония договорились о поставках редкоземельных минералов
Россиянам рассказали, как в 30 лет позаботиться о когнитивном здоровье в пожилом возрасте
Стало известно, сколько россиян продолжают платить за зарубежные сервисы
Такер Карлсон раскрыл план уничтожения Украины
Гоблин призвал вернуть советскую школьную программу
Токсиколог рассказал об опасности даже малых доз алкоголя
Жителей Белгородской области предупредили о тяжелой зиме
В российских регионах за ночь перехватили почти 20 украинских БПЛА
В России завели уголовное дело против журналиста Катаева
На Сахалине восстановили работу всех высоковольтных ЛЭП после масштабного сбоя
Названы гены, которые на 9 лет ускоряют наступление менопаузы
Все новости