На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

С той стороны решетки

В прокате «Жена смотрителя зоопарка» Ники Каро

В российском прокате «Жена смотрителя зоопарка» Ники Каро с Джессикой Честейн — байопик Антонины Жабинской, спасшей вместе с мужем Яном несколько сотен евреев в оккупированной Польше. «RusTopNews.Ru» попыталась разобраться, кому предназначен новый фильм про холокост.

1939 год, Польша. Антонина Жабинская (Джессика Честейн) помогает мужу Яну (Йохан Хельденберг) — смотрителю Варшавского зоопарка. Антонину любят животные — от леопардов до слонов — и мужчины — включая гитлеровского зоолога Лутца Хека (Даниэль Брюль), мечтающего вывести при помощи евгеники вымерших доисторических животных. В салонах лениво идут разговоры о грядущей нацистской агрессии, и вскоре, по итогам пакта Молотова–Риббентропа, Польша оказывается под оккупацией. Сначала Ян и Антонина видят, как военные убивают их животных (лучших, правда, Хек забирает в Берлин), а потом обнаруживают, что та же участь ожидает знакомых евреев, которым Жабинские просто не могут не помочь. Так начинается их путь к статусу героев Сопротивления.

Подвиг Яна и Антонины действительно не подлежит никаким сомнениям. За время войны они спасли от смерти несколько сотен евреев, а в 1965 году были удостоены почетного звания Праведников мира. В их заслугах не приходится сомневаться, а их история, как и любой по-настоящему героический сюжет, безусловно достойна экранизации, и рано или поздно это должно было случиться.

Впрочем, началась «Жена смотрителя зоопарка» в 2007-м, с издания одноименного документального романа Дайан Аккерман.

Выбор заглавной героини обусловлен не только актуальными феминистскими соображениями, но и объективными обстоятельствами. Аккерман опиралась в основном на воспоминания Антонины, поскольку ее супруг в своих писательских опытах предпочитал мемуаристике научно-популярную литературу, до конца жизни оставаясь прежде всего ученым.

В результате в центре истории здесь не Ян, регулярно рисковавший жизнью, вывозя евреев из гетто, а его жена, ухаживавшая за спрятанными и отбивавшаяся от притязаний Хека. В самом по себе таком художественном решении, разумеется, нет ничего дурного, и даже наоборот — фильм про холокост глазами женщины, запертой в четырех стенах, мог бы получиться необычным и сильным.

Выбор героини и обстоятельств мог придать набившей многим оскомину теме остроты, которой в ней не наблюдалось, пожалуй, со времен «Списка Шиндлера».

Собственно, режиссер Ники Каро действует похожими методами, выбирая героем постороннего — вернее, постороннюю, вовлеченную в творящийся кошмар простым человеческим сочувствием. Однако в итоге за происходящим на экране видится если не оскаровский расчет, то простая режиссерская несостоятельность. Разумеется,

Джессика Честейн по природе своей обладает такой внешностью, органикой и талантом, что два часа можно смотреть только на то, как она едет на велосипеде (в начале фильма эта сцена занимает минуты три).

Однако удачного кастинга и интересного сюжета в данном случае недостаточно, а больше «Жене смотрителя зоопарка» предложить, в общем, нечего.

Спилберг заставлял Оскара Шиндлера пройти через потрясения, перерождения, отчаяние.

Ян и Антонина Жабинские уже с самого начала — очень хорошие, но страшно заурядные люди.

Картина не предлагает своей героине ни одной действительно яркой реплики или ситуации, дающей ей хоть какую-то характеристику, кроме общечеловеческой положительности. Разумеется, на стороне авторов важность темы, с которой никто не спорит. На человека, который впервые узнает из фильма Каро о том, что в середине прошлого века фашисты сжигали людей, «Жена смотрителя зоопарка» вполне может произвести сильнейшее впечатление. Однако подобное информирование все-таки лежит за пределами художественного поля. Ситуацию мог бы спасти яркий злодей, но Хеку в исполнении отличного артиста Брюля здесь полагается быть просто очень неприятным. В то время как его прототип был человеком совершенно одержимым, который еще и достиг в своих, порой чудовищных, экспериментах некоторых результатов.

Иными словами, с фильмами про холокост сейчас происходит примерно то же, что и с картинами о Второй мировой. Вместо полезного привлечения внимания и предостережения, они пытаются добиться одних лишь эмоций — и вызывают скорее раздражение от спекуляции, в разной степени осмысленной. Говорить об этом, впрочем, следует осторожно — популярного аргумента «сердца у вас нет» пока никто не отменял.

Новости и материалы
В США сообщили, что Вашингтон не направлял Ким Чен Ыну приглашение на встречу
На Таймыре белые медведи атаковали метеостанцию
Легенда «Спартака» раскритиковал игрока команды
Глава ГУР Украины назвал философским вопрос об исходе конфликта с РФ
США подготовили проект санкций против ключевых сфер экономики РФ
Журова: ситуация в турецком клубе скажется на репутации России
Процедура банкротства в России растянулась почти на четыре года
В Ростовской области произошел пожар в магазине
В российском городе начали проводить рейды по компьютерным клубам
В «Оренбурге» назвали ключевую причину поражения 0:6
Шеф-редактор «Sputnik Азербайджан» прилетел в Россию после освобождения
В Telegram купили один из самых дорогих NFT-подарков за 18 млн рублей
Якубович высказался об уходе из «Поля чудес» и выборе преемника
Владельцы китайских автомобилей Hongqi не могут поставить машины на учет
Режиссер Александра Франк потеряла ребенка после конфликта на курорте
Премьер Японии оценила разговор с Трампом
Губерниев: вся Норвегия обделается, если допустить кого-то из наших молодых лыжников
В Обнинске обнаружили беспилотник в районе одного из жилых домов
Все новости