На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Тонкие психологи»: сколько мошенники украли у россиян

ЦБ раскрыл основной канал хищений денег у граждан

Благодаря искусству мошенников и недостаточной защите в банках у клиентов со счетов ежегодно уводят около 6 млрд рублей. В среднем каждый клиент теряет около 10 тысяч рублей. При этом банки не всегда возмещают украденное. Обосновывается это добровольным переводом денег, комментируют эксперты.

Общий объем мошеннических операций со счетами, совершенных без согласия клиента, в 2019 году составил более 6,4 млрд рублей. Это следует из обзора Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) Банка России. Он размещен на сайте ЦБ.

В среднем у одного физлица было украдено 10 тысяч рублей, у юрлица — 152 тысячи рублей.

Всего банки возместили своим клиентам 935 млн рублей.

В прошлом году ЦБ зафиксировал более 576,5 тыс. мошеннических операций по счетам как физических, так и юридических лиц.

«Больше всего операций без согласия клиентов — физических лиц пришлось на операции по оплате товаров и услуг в интернете (CNP-транзакции). Клиенты банков сообщили в прошедшем году о 371,1 тысячи таких транзакций, две трети из которых (243,3 тысячи транзакций) — результат применения к ним методов социальной инженерии», — отмечается в документе.

При покупках в интернете, по данным ЦБ, мошенники похитили у россиян в прошлом году почти три миллиарда рублей.

Системы дистанционного банковского обслуживания (онлайн-банки, мобильные приложения) атаковались 160,8 тысячи раз, говорится в обзоре. Здесь же была и самая высокая доля использования методов социальной инженерии (88,9%).

Главными причинами списаний оказались неосведомленность и низкая ответственность банковского персонала, недостаточное внимание со стороны служб внутреннего контроля, а также формальное отношение к этому вопросу со стороны собственников и руководителей кредитных организаций, заявил глава отдела проверок и контроля применения информационных технологий ФинЦЕРТ Центробанка Александр Дудка, выступая на Уральском форуме по информационной безопасности финансовой сферы.

В целом Банк России обнаружил, что количество нарушений информационной безопасности банками и другими финансовыми организациями выросло более чем в пять раз.

В 2019 году, по словам представителя регулятора, ЦБ выявил в кредитных организациях более 1100 различных нарушений и изъянов, связанных с информационной безопасностью. В 2018 году их было лишь около 200.

Как отмечал ранее замдиректора департамента ЦБ по информационной безопасности Артем Сычев, ключевые риски для финансовой безопасности сегодня — это социальная инженерия, вероятность формирования проблемы у одного участника рынка и распространения ее на других по всей экосистеме. Кроме того, это отставание методов защиты от быстрого развития технологий.

Мошенничества, которые проводятся по телефону при помощи методов социальной инженерии, известны сегодня, наверное, всем гражданам, комментировал «Газете.Ru» заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты по финансовому рынку и кредитным организациям Тимур Аитов.

«Инженеры-злоумышленники — это тонкие психологи, они уговорами вынуждают клиента перевести деньги на указанные ими реквизиты. Либо выманивают коды подтверждения операций, которые банк присылает клиенту в виде смс-сообщений»,

— поясняет он.

На удочку мошенников попадаются даже грамотные и опытные пользователи.

«К каждому они могут подобрать свой ключик. Их инструментарий — внезапность и напор, обаяние и доверительность. Кто-то теряет голову из-за страха потерять сбережения. Попасть под атаку социальных инженеров могут все. И потерять можно много», — предупреждает специалист.

При этом вернуть деньги зачастую невозможно. По словам экспертов, банки работают по принципу «вы совершили этот перевод добровольно, поэтому мы ничего не должны возвращать».

Так, в соответствии со статьей 9 закона «О национальной платежной системе» (161-ФЗ), кредитная организация обязана возвращать деньги, которые были украдены у клиента со счета в ходе противоправной транзакции.

«Но даже если клиент успевает сообщить банку о противоправной транзакции в течение одного рабочего дня, — как этого требует 161 закон, то ни один банк до сих пор деньги, украденные социальными инженерами, еще не возвратил. Подчеркну, что кредитные учреждения мотивируют свой отказ тем, что клиент совершил операцию добровольно», — резюмирует Тимур Аитов.

Новости и материалы
Житель Новосибирска пять лет истязал жену и маленького сына
Чемпионат России по выездке сорван из-за пожара в Подмосковье
Plus-size модель Эшли Грэм пришла на вечеринку в платье с облегающим верхом
Алаудинов опубликовал ролик с мужчиной в трусах и попросил помощи у подписчиков
В лесу под Калининградом нашли тело военнослужащего
Ученый объяснил, почему нужно обязательно отдавать ребенка на дополнительные секции
Работник дома престарелых помогал женщине нанести лосьон и стал домогаться ее
В Белоруссии рассказали о ситуации на польской границе
Рассекречены российские цены всех новых моделей Apple Watch
Стоимость иномарок вырастет на 40% из-за реформы утильсбора, которую просит росавтопром
Число украинских беженцев в ЕС превысило 4 млн
Нижегородец скрылся после ДТП с ребенком, и это попало на видео
Названа неочевидная привычка, которая разрушает структуру мозга
В Польше утверждают, что нашли семь беспилотников
Вэнс назвал два основных вопроса по решению конфликта на Украине
Мужчина разобрал в квартире пол, который царапала его собака, и нашел там клад
Названы лучшие и самые дорогие телевизоры для покупки в 2025 году
СМИ сообщили о шоке Катара из-за ударов Израиля по Дохе
Все новости