На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Трулльский парламент

Забота о правах граждан в России всякий раз принимает причудливо-уродливые формы

Предложенные Думой «религиозные» поправки в УК приведут не к защите верующих, а к поражению в правах обычных граждан.

В Госдуму внесен законопроект, карающий за оскорбление религиозных чувств, объектов, религиозных богослужений, литературы, символов и т. д.

Этот коллективный труд законодателей – проект внесли от имени всех думских фракций – рождает мысль дополнить Уголовный кодекс санкцией за осквернение законов.

Помилуйте, нельзя же всерьез рассматривать вопрос о наказаниях за оскорбление обрядов. Невозможно унизить богослужение, поскольку это не человек, а процесс. Да и чувство – это тоже процесс, эмоциональная реакция человека на окружающие его явления и предметы. Можно ли обидеть не человека, а его ощущения (например, от зеленого, круглого или мягкого)? Оскорблению подвержена только личность, т. е. конкретный человек.

На первый взгляд кажется, что депутаты озаботились правами людей, но в спешке эта тема у авторов приняла причудливо-уродливые формы.

Нельзя сказать, что все граждане нашей страны защищены от оскорблений и иных нарушений их неимущественных прав. Совсем наоборот, и это огромная проблема. Только круг подзащитных не может законодательно ограничиваться людьми, обладающими каким-то особым мировоззрением. Понятно, что защищать необходимо в равной мере всех, и в современном правовом государстве не может быть льгот и преференций для людей с определенной системой взглядов. Однако законопроект по каким-то неведомым причинам ставит под особую защиту лишь избранных. Иные, напротив, не только не ограждаются от возможных нападок, но и рискуют подвергнуться незаслуженным наказаниям из-за весьма неоднозначных формулировок и оценочных критериев, используемых в законопроекте. С такими критериями можно устроить избирательную расправу практически с любым человеком. Стоит напомнить, что

избирательность применения закона – одна из серьезнейших проблем нашей страны, а предлагаемый законопроект открывает для этого неведомые со времен Трулльских соборов просторы

(Вселенский собор церкви в Константинополе в VII веке; стал известен широкой публике после того, как установленные им правила были использованы в полемике сторон на процессе по делу Pussy Riot). Это еще один его принципиальный изъян.

Логику законодателей трудно понять. Вспомним, что в Уголовном кодексе еще совсем недавно была статья 130 «Оскорбление», но она была исключена депутатами в декабре прошлого года. Эта проблема была неактуальна? Но не прошло и года, как статья возвращается, но только теперь шанс оскорбиться есть не у всех, а лишь у особой категории граждан. Примечательно, что если максимальный срок лишения свободы за оскорбление человека (раньше – любого) по отмененной статье 130 УК составлял два года, то за оскорбление чувств лиц с особым мировоззрением (только их!) можно лишиться свободы уже на 3 года, а размеры штрафов за это возросли кратно. «Бесчувственные» граждане, видимо, в аналогичной защите не нуждаются, либо пусть терпят.

Помимо уголовной ответственности авторы предлагают ввести административные наказания за осквернение и порчу религиозной и богослужебной литературы, соответствующих знаков и символов. Из текста понятно, что на защиту религиозного символа (к примеру, кадила) государство встанет стеной, а если, например, кто-то осквернит светские награды, то тут герою страны или олимпийскому чемпиону с обидой придется смириться. Законодатель проявил полнейшее безразличие и ко всем остальным людям, которым какой-нибудь злодей повредит очень дорогие им лично вещи. Почему бы и им не получить защиту от государства?

Хуже то, что создается предпосылка для наказания за убеждения. В законопроекте речь идет не только о том, что кого-то оскорбили, а о том, что кто-то оскорбился. Потерпевший фактически выступает не только жертвой, но и инициатором события преступления, т. к. без его воли ничего не произойдет.

И здесь возникает проблема, что вряд ли можно предсказать, после каких слов и поступков способен инициироваться процесс «оскорбленности» в сознании конкретного человека. Есть опасность, что наши законотворцы в погоне за дешевой популярностью и попыткой продемонстрировать заботу о гражданах готовы принять крайне опасное решение, которое может иметь последствия, весьма далекие от декларируемых. Этот закон не о защите верующих, а о поражении в правах обычных граждан.

Хотелось бы сослаться на почти забытый сегодня, но весьма полезный документ – Конституцию нашей страны. Согласно Основному закону каждому гарантируется свобода распространять свои убеждения, а также свобода вероисповедания, включая право не только исповедовать любую религию, но и не исповедовать никакой. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Это означает, что любой человек вправе выразить свое мнение, каким бы неверным оно ни казалось другим. Важно, что никто не обязан приводить свои взгляды в соответствии е с чужой системой ценностных координат. Разумеется, такое мнение не должно задевать чью-либо честь, достоинство и иные нематериальные блага.

Конституция гарантирует равенство прав, и если религиозные организации сегодня активно внедряются в светскую жизнь, то тогда каждый должен быть вправе читать лекции по атеизму в церквях и мечетях.

Все люди очень разные, поэтому и взгляды могут сильно различаться — вплоть до диаметральных. Одни формируют свое мировоззрение, накапливая знания и факты, убежденность других может формироваться вовсе без знаний – внушением. Собственно, вера – это и есть убеждение, не основанное на фактах. В споре людей принципиально разных мировоззрений вряд ли способно родиться согласие, но они вполне могут обходиться без взаимных оскорблений и эскалации конфликтов. Сегодняшние проблемы во многом связаны с попытками вторжения на «чужую территорию» и не всегда допустимой ответной реакцией.

Рожденный в недрах Думы законопроект не только не решает проблем, но способен внести дополнительный раскол между людьми. Такой закон не нужен, и можно обойтись без охоты на неверных: следует лишь договориться о том, что религия не вторгается в светскую жизнь и наоборот. Практически так и было в позднесоветское время.

И разумеется, в следующий раз гражданам стоит чуть дольше поразмыслить над избирательным бюллетенем.

Новости и материалы
Перед покушением Кирк опубликовал пост об убитой в США украинской девушке
Принц Гарри пошутил о своей лысине: «Просто фу»
В минэнерго США рассказали об обещании ЕС по закупкам газа из РФ
Тренер ЦСКА подтвердил нормализацию отношений с коллегой из «Краснодара»
Ведущий «Модного приговора» назвал самый стильный шарф на осень
Пашу показал Путину цветных амурских тигров
Россиянам объяснили, какие средства гигиены помогут сохранить голливудскую улыбку
Россиянам объяснили, почему клининг продлевает жизнь
Нина Добрев рассказала, почему ушла из «Дневников вампира»
Польша и Белоруссия обменивались информацией о полетах дронов
«Кавказец бы разорвал»: экс-директор «Спартака» поддержал Смолова
Юношу отправили в колонию за разжигание межнациональной розни в Telegram-канале
Премьер Катара заявил, что Нетаньяху угрожает другим странам Ближнего Востока
Число погибших при ударе Израиля по Йемену выросло до 35 человек
Появились кадры предположительного задержания стрелявшего в активиста в США
Бывший директор «Спартака» раскритиковал руководство клуба за трансферную политику
Защитник ЦСКА открыл бизнес по перепродаже обуви
В известного американского консерватора выстрелили на мероприятии
Все новости